Минская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата

Воскресение Христово

voskr-320.jpgВоскресение [греч. νάστασις; лат. resurrectio] Иисуса Христа — возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события великий христианский праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. 

События ночи, в которую воскрес Иисус Христос, описаны в 4-х Евангелиях (Мф 28: 1-10; Мк 16: 1-11; Лк 24: 1-12; Ин 20: 1-18). Краткое упоминание о некоторых из них имеется в 1-м Послании апостола Павла к Коринфянам (15: 4-5). 

Факты, о к-рых свидетельствуют Евангелия, таковы. 

В субботу поздним вечером (ψ δ σαββάτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» — Мф 28: 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκούδηι ες μίαν σαββάτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в который положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер которой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы апостолом Матфеем (28: 1), другие — апостолом Марком (16: 1), но все евангелисты упоминают Марию Магдалину. Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16: 4; Лк 24: 2; Ин 20: 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2: 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие — это Тайна всемогущества Божия, которая не подлежит описанию. Некоторые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресвятая Богородица — «другая Мария» (об этом литургическое Предание — в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия»); иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева; Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией». Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28: 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» — Мк 16: 5, или «два мужа в одеждах блистающих» — Лк 24: 4) сообщает женам о свершении великой Тайны. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16: 21; 17: 23; 20: 19; Мк 8: 31; 9: 31; 10: 34; Лк 9: 22; 18: 33; Ин 2: 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24: 5-7; Мф 28: 5-6; Мк 16: 6).

Мария Магдалина сообщает апостолу Петру и «другому ученику, которого любил Иисус (апостолу Иоанну, ср.: Ин 21: 20, 24): «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин 20: 1-2). Оба ученика, а также, по-видимому, и Мария Магдалина бегут к пещере и обнаруживают в ней лишь «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20: 3-7). Апостол Иоанн сразу же уверовал, что Христос воскрес (Ин 20: 8), — это 1-е откровение веры в Воскресшего. Затем ученики возвратились в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала. В это время она увидела в пещере двух ангелов, которые спросили ее: «Жена! что ты плачешь?» Мария Магдалина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: „восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему“» (Ин 20. 11-17). Мария Магдалина оставляет место погребения, чтобы исполнить повеление Божественного Учителя (Ин 20: 18). С рассветом к пещере приходят и другие жены-мироносицы. Они также увидели камень отваленным от входа в пещеру, а в самой пещере — ангела и ужаснулись (Мк 16: 1-5). Ангел сказал им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16: 6-7). Женщины «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф 28: 8). На пути их встретил воскресший Христос «и сказал: радуйтесь!» (Мф 28: 9). 

Явление ангела, вид которого «был, как молния», вызвало у стражи, охранявшей пещеру, сильный испуг, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф 28: 2-4). Об этом они рассказали иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения Тела из гробницы, согласно которой ученики Христа выкрали Его Тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф 28: 11-15). 

Описание самого события Воскресения, т.е. того, как Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует и имеется лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». Этого события никто из людей не видел. Даже Пресвятая Дева, Которой, согласно церковному Преданию, Воскресший явился первой, видит Христа уже после Его Воскресения. Поэтому событие Воскресения как таковое никогда не изображалось в византийской и древнерусской иконографии. 

Основу христианского догмата о Воскресении составляют слова Самого Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11: 25). На них строится все новозаветное пасхальное благовестие. Христос указывает также на то, что Он не только сама Жизнь (Ин 14: 6), но и Источник жизни, «ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5: 26). Смерть, безраздельно господствующая над падшим человечеством, не имеет власти над Сыном. И, хотя Он проводит через врата смерти Свою человеческую природу, подчиняясь условиям греховного существования, смерть не может удержать Его. Она всесильна лишь в мире, который «лежит во зле» (1 Ин 5: 19). Перед Христом же она проявляет свое полное бессилие. Иисус Христос воскресает Сам и воскрешает других как Начальник жизни (Деян 3: 15). 

Тайна Воскресения, во всей силе и славе явленная в пасхальную ночь, начинает открываться уже на Кресте. Крест Христов — это не только орудие позора, но и знамение победы и торжества. «Мы совершаем сегодня празднество и торжество, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — ибо Господь наш на Кресте пригвожден гвоздями». Смерть Иисуса Христа разрушает само основание смерти, вырывает, по апостолу Павлу, ее «жало» (1 Кор 15: 55). Святитель Кирилл Александрийский даже называет смерть Христа «корнем жизни». На Кресте Своей смертью Христос попирает смерть (тропарь праздника Святой Пасхи). На Кресте Господь «возносит нас на первое блаженство», и «Крестом приходит радость всему миру» (протоиерей Георгий Флоровский). «Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего честной Крест Его. Ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение... устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено Крестом». После смерти душа Христа сходит в ад, оставаясь и в нем соединенной с Богом Словом. Поэтому сошествие в ад есть явление и победа Жизни. «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (воскресный тропарь, глас 2-й). Господь Иисус Христос как Начальник и Спаситель (Деян 5: 30-31) «разоряет» «смертное жилище» (богородичен пасхального канона, песнь 4-я) «всероднаго Адама» (пасхальный тропарь 6-й песни) и выводит его оттуда. Именно это событие под влиянием пасхальной гимнографии стало изображать собой в византийской иконографии Воскресение Христово. 

Жизненный путь страданий, завершившийся Крестной смертью и сошествием во ад, приводит Иисуса Христа к славе Воскресения. Эта слава — печать всего искупительного подвига Богочеловека. О ней Он предвозвещает уже на Тайной вечере с учениками: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин 13: 31-32). Путь к этой славе лежал через страдания и смерть, потому что Сын Божий, соединившись с падшим человеческим естеством, тем самым подчинил Себя условиям аномального существования, вызванного грехом человека. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2: 7-8). Через послушание Богу Отцу Христос исцелил человека от своеволия, приведшего его ко греху, и возродил его природу в Себе Самом. Именно поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп 2: 9-10). Воплощенное Слово входит в ту славу, какую Оно имело у Отца «прежде бытия мира» (Ин 17: 5), и вводит туда возрожденное человеческое естество. Последнее, таким образом, достигает такого величия, что удостаивается «на небесах» восседания «одесную» Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф 1: 20-21). Бог Отец, воскресивший Иисуса Христа из мертвых (Еф 1: 20), «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего» (Еф 1: 22). Поэтому воскресший Христос говорит Своим ученикам, что Ему «дана... всякая власть на небе и на земле» (Мф 28: 18).

Своим Воскресением победив смерть в Себе Самом, Иисус Христос тем самым победил ее во всем человеческом роде, т.к. Он является «последним Адамом» (или «Вторым Адамом») (1 Кор 15: 45-49), от Которого люди наследуют новую природу и вечную жизнь. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало» (тропарь 2-й песни пасхального канона). «Умерщвление» смерти, однако, не означает, что после Воскресения Христова люди уже не должны умирать. Воскресшим уничтожена лишь абсолютность смерти. Хотя «мы и теперь, — как замечает святитель Иоанн Златоуст, — все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать... Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение». 

Воскресение Иисуса Христа вывело из онтологического тупика не только человеческий род. Его жизнеутверждающая сила имеет космическое измерение. Насколько высоко достоинство природы, космоса, материи, свидетельствует уже само Боговоплощение. Ипостасное Слово стало плотью. Оно восприняло весь тварный мир; в Его Теле сосредоточилось «все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого» (Антоний, митрополит Сурожский). «Персть», взятая от земли и составившая телесный человеческий организм, в Боговоплощении воспринимается Божеством, снова освящающим и утверждающим в этом акте путь вещественного мира к преображению. Тело Христа нельзя представлять себе лишь как некую часть, изъятую из космоса и потому последнему не принадлежащую. Воплощение явилось реальным началом преображения не только человека — носителя образа своего Творца, но и самой материи — дела рук Творца. После же Воскресения Христова «все устремляется к ποκατάστασις τν πάντων («восстановлению всяческих») — то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией...» (Владимир Лосский). В Воскресении открылась универсальность Царства Божия, в которое наряду с человеком призываются и небо, т.е. мир духовный, и земля, т.е. мир вещественный. Призываются для того, чтобы стать новым небом и новой землей (Откр 21: 1), дабы Бог стал «все во всем» (1 Кор 15: 28). Именно поэтому «все творение, — пишет святитель Афанасий Великий, — торжественно совершает празднество и всякое дыхание, по словам Псалмопевца, хвалит Господа (Пс 150: 6)». 

Источник: Православная энциклопедия

Приход Воскресения Христова

Адрес:

220131 г. Минск, ул. Гамарника, 29

Телефон:

+375 17 261 52 59

E-mail:

prihod@voskresprihod.by