Минская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата

Январь православный

Среди сонма святых, дни памяти которых приходятся на январь, нельзя не упомянуть преподобного Илию Муромца (1 января), носившего прозвище Чоботок. Народное предание отождествляет его со знаменитым былинным героем.

Празднование Рождества Христова (7 января) было введено в IV веке и отличается большой торжественностью. К его достойной встрече православные верующие приготавливаются сорокадневным постом (28 ноября — 6 января). Канун праздника, именуемый сочельником, проводится в особо строгом посте, пищу начинают вкушать вечером, с появлением на небе первой звезды.

Похожее изображение

Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в правление римского императора Октавиана Августа, по повелению которого проводилась тогда во всей империи всенародная перепись. Находившаяся под управлением царя Ирода Палестина также подчинялась Риму, поэтому все ее жители согласно своим обычаям должны были отправиться в определенные каждому колену, племени и роду праотеческие места, чтобы
внести свои имена в списки римских подданных. Происходившие из рода царя Давида Дева Мария и праведный Иосиф-обручник пошли для этого из Назарета в город Давида Вифлеем. Из-за своей бедности и большого стечения народа они не смогли найти места в гостинице и
вынуждены были разместиться в известковой пещере, в которую обычно ненастной погодой загоняли скот. В такой обстановке, лишенный не только земного величия, но и даже простых удобств, в полночь по субботе (как свидетельствует церковное предание) Пресвятая Дева безболезненно родила Богомладенца. Сама спеленала Его, положила в ясли, служившие для корма скота. Первыми узнали о рождении Спасителя вифлеемские пастухи, бывшие на ночной страже своего стада. Вдруг предстал перед ними ангел Божий и свет Господень осиял их,
они же испугались. Но ангел сказал им; «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Христос Господень. И вот вам знак, по которому вы узнаете Его: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Едва только ангел сказал это пастухам, как внезапно явилось с ними множество воинства небесного, которое пело; «Слава в вышних (на небесах) Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Поспешив, пришли они в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонившись Младенцу, пастухи рассказали, что
было возвещено им о Нем. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого пастухи возвратились к своим стадам, хваля и благодаря Бога за увиденное и услышанное. Согласно закону, в восьмой день после рождения Младенца Матерь Его с Иосифом дали Ему имя Иисус, как было указано Господом через ангела. Вслед за этим пришли с востока в Иерусалим волхвы-звездочеты и стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Когда услышал об этом царь Ирод,
то сильно встревожился, ибо думал, что новорожденный Царь отнимет у него престол. Он собрал первосвященников, ученых-книжников и спросил: «Где надлежит родиться Хрис-
ту?» Те ему ответили: «В Вифлееме, как предсказано пророком Михеем». Тогда Ирод, призвав волхвов, выведал у них время появления звезды и сказал им: «Пойдите, разведайте о Младенце, а когда найдете, то известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Сам же задумал погубить Иисуса. Волхвы, отправились в Вифлеем за звездой, которая привела их к месту, где был Младенец. Они вошли в дом, увидели Младенца Иисуса с Матерью Его, поклонились и поднесли Ему символические дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как
приговоренному к смерти. Получив затем во сне откровение от Бога не возвращаться к Ироду, волхвы ушли в свою страну другим путем. По преданию волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар и были они представителями трех рас рода человеческого (потомками Сима, Хама и Иафета). Впоследствии они приняли христианство и были причислены к лику святых.

Рождественские праздники (Святки) продолжаются с 7 до 17 января, в эти дни даже по средам и пятницам (обычно постные дни) разрешается скоромная пища.

14 января Православная Церковь отмечает двойное празднество: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Картинки по запросу обрезание господне

На восьмой день Своего Рождества Господь наш Иисус Христос принял обрезание, установленное ветхозаветным законом для всех младенцев мужского пола (Быт. 17.10-14). Господь принял обрезание для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Он был настоящим Богочеловеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания перешел в таинство Крещения, прообразом которого он и являлся.

Святитель Василий Великий родился около 330г. в богатой семье, которая славилась христианской набожностью. Он получил прекрасное образование, соединив его с жизнью подвижника. Василий Великий вошел в историю христианства как составитель одного из чинопоследований Божественной Литургии и прославлен Церковью как вселенский учитель.

Праздник Крещения Господня отмечается Церковью 19 января.

Картинки по запросу крещение господне

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, настало время вступить Ему в открытое служение спасению людей. Он явился к Иоанну Предтече, крестившему народ в Иордане, и также попросил крещения. Сознавая свое недостоинство, Иоанн сказал Ему на это: «Мне надобно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?»

Но Иисус ответил: «Оставь теперь говорить об этом, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн повиновался и допустил Его ко крещению. После того, как Иисус Христос, крестившись, выходил из воды и молился, Иоанну дано было увидеть, что небеса
отворились и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса. При этом с небес раздался голос: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Праздник Крещения поэтому называется также и Богоявлением, ибо в этот день Бог явил себя миру в Пресвятой Троице. Бог Отец возвестил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Будучи безгрешным, Иисус Христос не имел потребности в крещении как в очищении от личных грехов, однако Своим Крещением, как говорится в церковных песнопениях, «потопил в водах Иордана грехи всего мира» и освятил воду.

Особенностью праздника Крещения Господня являются два великих водосвятия, первое из которых совершается накануне праздника (18 января — Крещенский сочельник) в храмах, а второе 19 января — в самый день празднования под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Крещенская святая вода называется агиасмой (греч. освященная) и является великой
церковной святыней. С давних лет вода предназначается, в частности,  для тех, кто по различным причинам  лишен таинства Причастия.

    Протоиерей   Павел   Боянков