Минская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата

Праздник Сретения Господня

Анализ сохранившихся свидетельств, относящихся к истории древнецерковного богослужебного календаря, показывает, что до IV века христианский цикл важнейших годовых праздников (позднее названных двунадесятыми) ограничивался лишь тремя — Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV–V веках происходит становление торжеств рождественского цикла, и мы вправе ожидать, что и праздник Сретения, логически связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время. На вопросы читателей отвечает протоиерей Павел Боянков.

74_main.jpg

 

– Очевидно, есть глубокий евангельский смысл события, давшего название празднику?

– Да, в этот день Православная Церковь вспоминает событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, явившееся звеном, соединившим Ветхий Завет с имевшим открыться Новым Заветом.

В законе Моисеевом предписывалось посвящать Богу всякого младенца-первенца мужского пола. Поэтому через сорок дней после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесён в Иерусалимский храм, где Матерь Божия с праведным Иосифом-обручником принесли в благодарственную и очистительную жертву двух голубей. И хотя Пресвятая Дева, родившая Младенца от Духа Святого, не имела нужды в очищении, однако по глубокому смирению Она выполнила предписание Закона.

 

– В Евангелии праздник Сретения связан с именем праведника Симеона. Какова его роль?

 

– В это время в Иерусалиме жил праведный старец по имени Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя. Как сообщают древние историки, задолго до Рождества Христова египетский царь Птоломей II Филадельф пожелал пополнить знаменитую александрийскую библиотеку текстами Ветхого Завета. Для их перевода на греческий язык с древнееврейского он пригласил из Иерусалима 72 учёных-книжников.

Среди них был и праведный Симеон, которому пришлось переводить книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7: 14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно вместо слова «Жена» и хотел поправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку со словами: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон и стал ожидать пришествия Христа.

 

– И, наконец, ожидаемое свершилось...

 

В тот самый день, когда Пречистая Дева Мария и Иосиф-обручник должны были совершить положенный обряд, праведный Симеон по внушению Духа Святого пришёл в Иерусалимский храм и встретил их на пороге. Взяв Богомладенца на руки (за что и получил прозвание Богоприимца), старец Симеон произнёс пророческие слова: «Ныне отпускаешь (т.е. из этой жизни) раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром (т.е. с радостным духом), ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет и просвещение язычников и славу народа Твоего Израиля». Пресвятой же Деве праведный Симеон сказал о Младенце: «Вот из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу».

 

– Да, это очень красивая и трагическая метафора – это значило, что Божия Матерь будет переживать великое горе за своего Сына, когда Он будет страдать на кресте... Как же разворачивались дальше события?

 

Здесь же, в храме, находилась благочестивая вдова Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. Она также узнала Спасителя и, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем во Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа. Так последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна-пророчица удостоились встретить в храме Богомладенца Иисуса – Носителя Нового Завета.

– А есть ли что-либо особое в самой праздничной службе?

 

– Особенностью этого праздника является особый способ освящения сретенских свечей, называемых в народе громницами. Их принято зажигать во время гроз, в защиту от грома и молний, проливных дождей и града, давать в руки умирающим.