Минская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в городе Минске. История, современность и будущее.

В церкви Александра Невского проводятся ремонтно-реставрационные работы, выполнен ремонт кровли и восстановлены 2 боковых купола, приобретены новые колокола.  В связи с изменениями появился ряд вопросов, среди которых и каковы дальнейшие планы?  На них мы попросили ответить отца Николая, чтобы получить информацию из "первых уст".

- Отец Николай, прежде чем говорить об изменениях и планах, давайте напомним об истории храма.

- Александро-Невская церковь является храмом-памятником в честь победы русских войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., которая  велась за освобождение болгарского народа от османского владычества. Его история насчитывает свыше ста лет: первый камень в основание церкви был заложен в 1896 году. Строительство было завершено и храм был освящен в феврале 1898 года, в Праздник Сретения Господня.

Мы сейчас ведем активную переписку с архивами. Из Петербургского государственного исторического архива пришла такая информация, что ряд фондов содержат сведения о нашем храме. Архив готов предоставить имеющиеся сведения на договорной основе. Такую информацию необходимо запрашивать, оплачивать. Мы будем стараться, чтобы получить из этого архива все необходимые документы и таким образом восполнить пробелы в истории Александро-Невского храма ранее нам не известными фактами.

- Отец Николай, скажите, может уже пришла какая-нибудь интересная информация?

Оказывается, главный престол храма был освящен в 1898 г., но храм не был до конца достроен. Через год, по просьбе первого настоятеля храма – протоиерея Павла Богдановича – храм достраивался. Эту информацию мы получили из архива. Отец Павел писал в соответствующие инстанции, просил разрешение на дальнейшее строительство, указывал на то, что собрана необходимая сумма пожертвований. Так, открывается интересная деталь – храм был построен поэтапно. Сначала центральная часть, а затем боковые приделы. Именно поэтому в приделах и в центральной части разный уровень пола.

Говоря об истории и историческом облике храма, нужно начинать с того, что наш храм является историко-культурной ценностью  2-й категории, и у нас есть научный руководитель - Олег Игоревич Маслиев и курирующий нас архитектор, специалист в области реставрации –  Николай Иосифович Лукьянчик. Это люди, с которыми мы советуемся и согласовываем решения относительно проводимых работ.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об историческом облике храма и о том, какие работы, касающиеся его внешнего вида, еще запланированы?

- Что касается исторического облика храма, то остановимся на следующих моментах. Кровля. Которую мы сейчас отреставрировали и отремонтировали. Стоит вспомнить и отметить, что кладбище бомбили дважды, в 41-м, когда наступали немцы, и в 44-м, когда уже освобождали Минск. Естественно, что бомбы взрывались и в храм попадали осколки. В первые дни войны бомбардировка района была особо жесткая и одна из бомб попала в храм. Она упала перед алтарем напротив иконы святителя Николая, но чудом не взорвалась. В результате бомбардировки взрывной волной был снесен главный купол, загорелась кровля, но, опять таки чудесным образом, пламя вскоре погасло само.  Кроме того, храм хотели закрыть несколько раз, и последний раз это было связано с гонениями на Церковь в 60-ые годы 20 века. Поэтому, конечно, он существенно пострадал.

Возвращаясь к кровле. Исторически она  была из английского серого железа, с полосками вроде как только на центральном куполе, которые были выделены в золотистый цвет. Затем кровля была зеленая с золотистыми куполами.  Ее каждый год приходилось красить. В наше время это не совсем подходит, потому что есть новые, современные материалы.  Так вот, кровля такая была 30 лет и Министерство культуры решило не возвращаться к первоначальному варианту и утвердило тот вариант, который был последние годы - золотистые купола и зеленая кровля.

Исторически кресты на храме были четырехконечные, ажурные. Это с очевидной точностью подтверждают фотографии начала 20 века, сделанные вскоре после его возведения. Некоторые люди говорят: «Вот, они четырехконечные, а должны быть другие». Но это не правильно. Потому что православная традиция принимает любую форму креста. И четырехконечные в том числе. В процессе возвращения храму исторического облика их меняли. Но кресты заменили не все. Сохранили крест над входом – в память об отце Викторе Бекаревиче. И на часовенке крест с куполочком – тот же, что и был, только отреставрированный, чтобы была какая-то преемственность. Те кресты, которые стояли раньше, были все разные по форме, по цвету, по своему происхождению. Их мы отдали в новостроящийся храм святителя Николая в поселке Большевик.

Наружные стены храма в одно время были выкрашены в желтый цвет, потом им вернули первоначальную окраску. В таком виде мы и видим их сейчас.

Окна. Отмечу, что окна здесь только центральные сверху – родные. Все остальные – установлены в более поздний период (это после осмотра подтвердили специалисты), во время ремонтных работ. Чтобы их заменить, нужно учитывать, что окна тоже должны быть соответствующие: по рисунку и по переплетам, по цвету и по качеству – они должны быть деревянные, здесь нельзя использовать пластиковые или какие-то другие, потому что это историко-культурная ценность.

Перейдем к фундаменту. Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что он сделан из натурального камня, но закрашен масляной краской, и мы его не видим. С точки зрения отношения к историко-культурной ценности это не совсем правильно, и нужно будет это все очищать и восстанавливать так, как это было до революции.

Так вот, в ближайших планах у нас замена окон, а в перспективе отопления и пола, потом, возможно, обновление росписей и стен.

- Поговорив о внешнем облике храма, мы плавно переходим к его интерьеру, где сейчас также происходят изменения.

- Я уже сказал несколько слов про пол. Были случаи, когда люди спотыкаются и, конечно, это проблема, которую нужно решать.

Но больше всего меня беспокоит центральная солея. Мы хотели бы сделать, чтобы она была единой. И так мы и будем делать. Потому что сейчас каждый иконостас, а у нас их три, находится на разной глубине, на разной высоте и на разном основании.

Первоначально иконостас был один. Центральный. Эти иконостасы, которые у нас есть, уже более позднего периода. Они привезены были, по свидетельству очевидцев, старожилов и прихожан, которые это помнят, из других мест. Храмы закрывались и многое привозилось к нам, так как церковь Александра Невского практически не закрывалась.

Так вот, в правом приделе, Покровском, основанном в 1944 г., была ризница. По центру правого придела стояла Голгофа. Перед Голгофой стоял большой панихидный стол. И там совершали заупокойные богослужения. Затем было принято решение, по просьбе прихожан в память о том, что было избавление  минчан от фашистского плена, освятить там престол. Когда же  был поставлен иконостас справа и учрежден престол, то, естественно, Голгофу сместили вправо. Наше Распятие, к слову, со временем требует реставрации. Когда оно стояло по центру, то, конечно, выглядело более пропорционально, но Распятие также можно считать реликвией нашего храма и менять его в планах нет. Нынешняя перестановка в приделе – временная. Мы будем думать, как сделать так, чтобы было удобно духовенству и прихожанам, и избежать ситуации, когда приходится служить спиной к значимым и почитаемым иконам. Возможно, стол заменится более компактными корзинами для приношений, за счет чего сэкономится место в нашем маленьком храме.

С левой стороны по центру стояла походная церковь. Но потом, в 70-е годы, было сделано обрамление для Минской иконы Божией Матери и походная церковь сместилась  влево и оказалась в углу.

Так что, изменения в этом храме были постоянно. Наша же задача сейчас, посоветовавшись с архитектором, с научным руководителем, выбрав какой-то (мы готовим сейчас) проект, утвердить все и сделать так, чтобы меньше было этих перемен, чтобы мы каким-то образом пришли к общему знаменателю, общему мнению, которое будет разделено большинством. Это то, что касается наших подвижек.

-  Вы упомянули, что планируется одна солея. Поясните, пожалуйста, как это будет выглядеть.

-  Как все видели, на храме стояли два киота. Эти два киота выполнены в стиле иконостасов. Поэтому было принято решение продолжить иконостас от стены к стене. Если будет одна солея, то оно будет все выглядеть примерно одинаково, будет одна линия, как в других храмах. В перспективе киоты встанут в один ряд на солее, за счет подставок выровняется высота, ограждения будут убраны. Хоругви станут тоже в один ряд с двух сторон от царских врат в иконостасе в специально сделанные крепления на киотах. И все получится на одном уровне. И в центре – соответствующий нашему ряду аналой.

Одна солея является целесообразным решением, потому что тем самым священникам становится удобнее кадить, не надо будет лавировать, как это происходит сейчас. Опять-таки, уберутся «загончики», которые много места «съедают». И в алтаре стане больше места, что позволит собирать духовенство благочиния.

-  Говоря об интерьере, нельзя не вспомнить и внутреннее убранство. Скажите, пожалуйста, почему выбран именно такой стиль подсвечников?

-  Потому что это все в стиле 19 века. Аналой, подсвечники, панихидный стол точно так, как в перспективе центральное паникадило. Паникадило, которое у нас сейчас, делали еще в советские времена на заводе. Оно потемневшее и требует замены.

-  В своих обращениях к прихожанам Вы рассказали, что наша реликвия – походная церковь – находится на реставрации. Скажите, пожалуйста, как идут работы?

-  Процесс реставрации, начиная с ее разбора, фотофиксируется. Реставрацией занимаются специалисты: реставратор-позолотчик художественных изделий Ковалевский В., реставратор художественной мебели и деревянных изделий, член Белорусского союза мастеров народного творчества, технолог деревообрабатывающего производства Юревич А., художник-реставратор первой категории Тарасик А. Каждый из специалистов ведет свою часть работы. Художник-иконописец занимается иконами. При чем некоторые иконы были ранее утрачены. Вообще, походная церковь несколько раз переделывалась и имеет ряд утрат. Идея реставрации походной церкви возникла в связи с приближающимся 120-летием храма. Нужно будет изучать и закрытые надписи, которые были обнаружены, и элементы, закрытые под более поздними деталями,  жестяными изображениями. Основная наша задача – восстановить все, как было, и поставить походную церковь на более удобное место, чтобы она просматривалась с трех сторон. Это то, что касается нашей походной церкви. Процесс пошел. Но процесс не быстрый. Поэтому нужно нам набраться терпения.

-  Скажите, а с чем еще интересным кроме закрытых элементов столкнулись, после того, как начали реставрировать походную церковь,

-  На этот вопрос можно будет ответить только тогда, когда закончится реставрация. И возможно даже будет издана брошюра, посвященная реставрации походной церкви, потому что она сама по себе – интересна. Специалисты предположили, что она была построена как часовня в каком-то полку, там даже есть список тех, кто жертвовал на создание этой церкви, что она была сделана в немного более поздний период. Но это все пока догадки и предположения.

- Отец Николай, мы с Вами подробно поговорили о планах, касающихся внешнего и внутреннего вида храма, что еще запланировано?

- Возвращаясь к планам – нам нужно делать все, включая благоустройство и реставрацию могил воинов, находящихся за алтарной стеной нашего храма, а также могил священнослужителей, расположенных в пределах Военного кладбища. Также нам необходимо решать вопрос с помещением для библиотеки и воскресной школы. Скорее всего это будут арендные помещения. Но пока у нас выбора большого нет. Мы как были зажаты в ограниченном пространстве, так и остаемся.

Мы ведем диалог с различными инстанциями, делаем предложения. А главное, не отчаиваемся, не получая ответы или получая отказы. Все время усилия надо прилагать. И хорошо, когда есть единодушие, единогласие, соратники и помощники.

 

- Благодарим отца Николая за интереснейшую и познавательную беседу, из которой читатели могут узнать много интересного об истории храма Александра Невского и ближайших планах по его благоустройству.