Минская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата

Золотое сечение в архитектонике Александро-Невской церкви

05 сентября 2016

   В воскресных школах, изучая церковное зодчество, мы говорили о законах гармонии, сделав акцент на одном из них, так называемом золотом сечении. Воистину, право речение: "Когда постройка идет, все идет". Это значит, процесс созидания вовлекает в свою орбиту все вокруг. Вот и дело воссоздания былого облика нашего храма принесло неожиданную находку. Увидев  чертежи храма, я решил исследовать пропорциональный ключ архитектоники Александро-Невской церкви. Оказалось, наша церковь была спроектирована с применением золотого сечения. Несомненное деление "по золоту" присутствует и по вертикальной, и по продольной оси храма. Вершина главного купола, например, проектируется аккуратно в точку золотого сечения продольной оси. Ярусы вертикального членения храма также соотносятся согласно с золотым сечением. Многие шедевры белорусского зодчества построены с применением золотого сечения. Это, например, Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского монастыря и Софийский собор в Полоцке, Никольская церковь в Могилеве, Петропавловский и Свято-Духов соборы в Минске. А также Мирский замок, дворцово- замковый комплекс и иезуитский костел в Несвиже. Теперь в этот золотой  фонд попадает и минская Александро-Невская церковь.

В основе строения человеческого тела лежит принцип гармоничного соотношения между частью и целым, а также отдельных частей между собой. Принцип соотношения, или соразмерности, обозначаемый латинским термином «пропорция» или греческим «аналогия», лежит и в основе храмовой архитектуры, на что указал римский архитектор I века до н.э. Витрувий.

Спешу поделиться открытием с самым крупным в нашей стране  специалистом в данной области, архитектором Лавришеского монастыря Владимиром Сорокой, который  уже много лет проектирует здания по канонам золотого сечения. Прошу Владимира немного рассказать о себе для посетителей нашего сайта.

 - Я возглавляю две архитектурные фирмы – одну в Беларуси и одну в Москве. Фирмы созданы специально для того, чтобы реализовывать в проектировании принципы золотого сечения, принципы гармонии, принципы духовности в архитектуре.

АлександроНевская.JPG

- "Принципы духовности в архитектуре", - звучит многообещающе.

- Архитектор – это главный строитель. Строитель - это не только  тот, кто молотком орудует. Это человек, который способен страивать, то есть вдыхать принцип троичности в форму, гармонизировать пространство. Что такое троичность? Это Отец, Сын и Дух Святой. Это величайшая тайна  построения всей Вселенной.

-  Евангелие говорит, что Христос был плотником. По-гречески - "тектон". Всякий архи-тектон, архитектор, призван подражать Господу,  Архитектору Вселенной. Расскажите, пожалуйста, что такое золотое сечение.

-  Для подробного рассказа объем книги был бы тесен. Нужна  целая энциклопедия. Сам принцип золотого сечения - это деление отрезка в такой пропорции, когда большее относится к меньшему, как целое относится к большему. Это важнейший принцип, который мы находим в строении Вселенной и самого человека, его пропорций , растительного мира, и даже генетический код, как свидетельствуют недавние открытия, построен по принципу золотого сечения. Молекула ДНК и воронка циклона, распускающийся цветок и рукава галактик… Древность применения золотого сечения неисчислима. Оно встречается уже в искусстве палеолита. Обнаруживается не только в архитектуре и изобразительных искусствах, но и в музыке, и даже в поэзии. Можно сказать, что  это единый, божественный принцип построения всего сущего, данного Богом. Так Бог геометризирует мир. Лука Пачоли, друг Леонардо да Винчи, усматривал в этом соотношении «божественную суть», выражающую триединство Бога Отца, Сына и Святого Духа. Section_divine - "Божественным сечением" называл он его. Древние церковное зодчество и иконопись пронизаны присутствием пропорционирования "по золоту".

Лавришевскогомонастыря.jpg

-  Теперь к "золотой" россыпи храмов Покрова на Нерли, Василия блаженного, Вознесения в Коломенском и многих других, присоединяется и наш храм. Такая причастность, конечно, радует. Но неспециалисту нет особого дела до пропорций. Лишь бы крыша не протекала. Что бы вы сказали в подтверждение значимости подобной традиции?СоборВасилияБлаженного.jpg

- Верующему человеку стоило бы напомнить, что Вселенная - это храм. Издревле человек ощущал ее как литургический организм. Давид поет: "Хвалите Господа с небес... Хвалите Его, все Ангели Его...Хвалите Его,солнце и луна, хвалите Его все звезды и свет..."(Псалом 148). Тело человека - это храм Святого Духа, как учит апостол Павел(1Кор.6:19). И храм представляет собой образ Божества. В своих архитектурных формах храм воплощает также образ Космоса, мира видимого и невидимого. Храм - это еще и символ человека. Храм человеческого тела и храм  Вселенной спроектированы по законам гармонии, один из которых  - золотое сечение. Кажется очевидным, что и храм должен быть спроектирован согласно этому же закону. Почему Творец положил такую меру своему созданию? Мы только догадываемся. Мы учимся у древних мастеров. Золотопропорциональная архитектура пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Образцом был Константинопольский Софийский собор. Меры длины, которыми древние зодчие измеряли и пропорционировали - сажени, локоть, пядь, ладонь - это пропорции человеческого тела. Гармоничные пропорции, в том числе и золотые.  Вымеренное и выстроенное с их помощью здание, церковь, или изба, своей ритмикой было в согласии с человеком. Кстати, золотоносные строения отличаются прекрасной акустикой.

Именно искусство пропорционального соединения разнородных элементов является главной характерной особенностью византийского храмостроительства. И именно благодаря правильным пропорциям достигался тот эффект, который столь красноречиво описал Прокопий Кесарийский, говоря о том, что длина и ширина храма Святой Софии гармонично согласованы, что в этом храме нет ничего излишнего и ничего недостающего и что он являет «единую гармонию всего творения».

- Несколько слов о восстановлении Лавришевского монастыря.

Лавришевскогомонастыря.jpg

- Лавришевский монастырь - одна из древнейших обителей Западной Руси, лавра. Первые насельники появились здесь в 1195 году. Эта обитель силами зла была разрушена, даже фундамента не осталось, все полностью было превращено в пыль, разорвано.  Практически никаких изображений  древних построек тоже  не сохранилось. Поэтому все приходится начинать с чистого листа. Общая композиция продиктована  геологическими и рельефными особенностями, и существующим храмом, который построил православный поляк.  Композиция строилась достаточно сложно,  пристраивалась именно по этим канонам золотого сечения, все размеры, все пропорции очень долго подбирались, и в основу планировки монастыря лег принцип построения храма. То есть, братская обитель, как алтарь, а территория, где находится дом милосердия, церковь, трапезная для паломников, для трудников- это остальной храм.

- Какая высота предполагается?

-  Высота колокольни до верха креста составляет около 45 метров. Храм составит в высоту порядка 35 метров. Это достаточно высокие сооружения.  В чертежах мы сделали здания, стремящиеся к Богу, к небу. Снизу такая высота не будет восприниматься в полной мере, так как перспектива всегда съедается, но высота большая.

- Вокруг феномена золотого сечения много псевдонаучных мифов. Можно ли им противопоставить фундаментальные научные понятия? 

- В основе общей теории относительности лежит уравнение поля, которое утверждает, что геометрия пространства-времени (Эйнштейнов тензор кривизны Gμν) зависит от распределения вещества и энергии.

- Т.е. свойства пространства зависят от его геометрии?

- "Золотоносная" архитектура не только эстетична, гуманна и экологична, она и психологически благотворна. Пропорциональный строй здания, резонансно согласованный и с биоритмикой человека, и с ритмами Земли, не разделяет, а связует людей и Природу. Такое сооружение само становится золотым фокусом пространства, гармонизируя два составляющих - человека в нем и мир вокруг него.

 

- Известны ли серьезные исследования о различном воздействии гармоничной и дисгармоничной архитектуры?

- Существует целое направление, называемое градостроительной криминологией. Человек с дурными, преступными наклонностями может быть склонен к их развитию и упрочению, если он живет в районе, застроенном уродливой архитектурной. Известный ученый, доктор искусствоведения  Г.Б. Борисовский пишет: "Ни для кого не секрет, что современная мировая архитектура переживает кризис. Не будет особым преувеличением назвать этот кризис трагедией. Возникло нечто невообразимо однообразное и обезличенное. Возникло нечто антигуманное."

 В 1985 году был снесен криминогенный район Холли-стрит в Лондоне. Там преобладала именно такая архитектура. А территорию застроили домами другой планировки. Вскоре среди жителей района провели социологический опрос. Так вот, количество людей, считающих жизнь здесь опасной, уменьшилось с 60% до 5%, а пострадавших от насилия — с 40% до 1%. Гармоничная архитектура гармонизирует, дисгармоничная – разрушает. Человек – камертон гармоничного строя архитектуры.

"Для меня красота и изящество, о которых вы говорите, это изящество, которое, если угодно, обусловлено ощущением Бога, который является… давайте назовем Его   с о ч е т а н и е м   л ю б в и   и   м а т е м а т и к и, создающим это изящество вечно и безусловно. "  архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс.

- Архитектуру называют «застывшей музыкой». Обе они суть иновыражения гармонии. Можно ли сравнить их воздействие?

- Влияние внешнего облика здания, и особенно его внутреннего пространства, на человеческую психику сопоставимо с воздействием мелодии. Даже незначительный нюанс может вызвать депрессию, или наоборот, вызвать ощущение бодрости, прилив сил и радость. Это область архитектурной психологии. Сия наука исследует средовые требования к местам, где нам хорошо, где мы можем ощущать себя как дома, общаться с легкостью. Всем известно психофизиологическое воздействие цвета.  В геометрии прослеживаются те же универсальные эффекты. Они же – в пропорциях, поскольку те опираются на измерения человеческого тела. Чрезмерно низкие потолки могут вызывать угнетенность; чрезмерно высокие – помещение может приобретать беспокойную вытянутость вверх. Вид может оказаться чересчур широким, придавая комнате излишнюю раскрытость вовне. Меланхолик, интроверт будут чувствовать себя в таком жилище неуютно. Гармония - это мера. У всего есть своя мера габаритов и пропорций. Стоит укоротить ручку ложки на 5 мм, расширить окно на 5 см или поднять карниз на 15 см – и свойства целого изменятся весьма значительно. Форма влияет на взаимодействие. Округлый стол способствует тому, что едва знакомые люди втягиваются в общую беседу, тогда как прямоугольный, если за ним более шести мест, будет членить собрание на отдельные группы. Круглое помещение имеет один фокус. Это прекрасно для общины, но у такого пространство один порок – жесткость, отсутствие гибкости. Существуют, вообще, рекомендации для компенсаторной, гармонизирующей планировки для каждого из темпераментов. Но под одной крышей обычно живут люди разных психотипов.

«Божественная мудрость отражается в числах, присутствующих во всех вещах» Блаженный Августин

-   В своей шутливой классификации наук Л.Ландау назвал естественные науки естественными, гуманитарные – неестественными, а математические – сверхъестественными. Мы избавим читателей от ужаса математических формул и геометрических изысков, хотя без них как говорить о золотом сечении? «Поверил я алгеброй гармонию»,-  говорит пушкинский Сальери…  Может быть, языком поэзии?

- Пожалуй, разговор о тайне гармонии уместно закончить языком поэзии. Вместо эпилога.

«Я верю, что листик травы не меньше поденщины звезд,

И что не хуже их муравей, и песчинка, и яйцо королька,

И что древесная лягушка — шедевр, выше которого нет,

И что ежевика достойна быть украшением небесных гостиных,

И что малейший сустав моих пальцев посрамляет всякую машину,

И что корова, понуро жующая жвачку, превосходит любую статую,

И что мышь — это чудо, которое может одно сразить секстильоны неверных».

                                                                                               Уолт Уитмен.

 

Когда этот материал готовился к публикации, пришла скорбная весть. Белорусское церковное искусство понесло тяжелую утрату. Не дожив месяц до пятидесятидевятилетия скоропостижно скончался Владимир Сорока. Просим ваших святых молитв об упокоении новопреставленного раба Божиего Владимира.

 

Чтец Иоанн Шишов.