Имя благоверного князя Александра Невского вписано в светскую историю, прежде всего, яркими красками военных побед, во многом определивших дальнейшее развитие Руси. Однако кроме воинской доблести, патриотизма, мужественного самоотвержения есть в подвиге святого и то, что невозможно постичь одной логикой светского мышления…
В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит, обращаясь к Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27). В этих словах мы слышим свидетельство Самого Бога о том, что в наследие верующим в Него Он оставляет мир. Как трудно нам в сложных обстоятельствах жизни понять это слово о мире. Еще труднее совместить его с подвигом знаменитого полководца, доблестного воина, устрашавшего своим мужеством врагов Отечества.
Однако связь здесь есть, и отнюдь не случайная. К ней стоит приглядеться. Она теряется, когда Христа пытаются найти там, где Он и не намеревался оставлять свидетельства о Себе. Ведь сказал же Спаситель просившему рассудить спор о наследстве с братом: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14). И это серьезная трагедия нашего времени – тот, кто не находит Бога в удобном и понятном для себя мире, кто не получает ответ на свое требование к Творцу, пытается найти приемлемую подмену вечности. В Православии же все с точностью наоборот. Здесь не стараются вписать Бога в свои представления о вечном, здесь честно признают, что нет Бога там, где о Нем вспоминают лишь для достижения своих эгоистических целей. Здесь все слишком очевидно: ты либо со Христом, либо с теми, кто научился добиваться всего своими силами. Таким же образом стоит смотреть на мир, который оставил нам Спаситель. Мир Божий – это победа Христа, мир человеческий – это «баланс сил». Первое – вечно, второе – слишком непостоянно…
Мир Божий – это победа Христа, мир человеческий – это «баланс сил». Первое – вечно, второе – непостоянно…
«Научил еси нас премудрым делом твоим: ничтоже можем изнести от мира сего, воньже ничтоже внесохом», – слышим в похвальных песнопениях благоверному князю Александру и понимаем, что это не чествование воеводы, вся сила которого заключена в стойкости подчиненных и крепости оружия. «Благочестием и верою пресветло украшен, яко благочестив скипетроносец, и преизряден, и преименит, Пресвятыя Троицы поборник был еси…», – все яснее очерчивает Церковь образ святого. И в этом образе на первый план выходят не победы над неприятелем, а мотивы, которые побуждали благоверного князя вместо того, чтобы искать установления выгодного временного баланса сил, идти путем трудов и многих усилий для защиты веры отцов. Это была не война ради политических интересов, не удовлетворение тщеславных амбиций, а действительный акт веры. Вот в чем подвиг благоверного князя. Он смог в трудных обстоятельствах времени отказаться от политических игр и последовать зову верующего сердца, которое требовало решительных действий в защиту Православия. Святой князь Александр избрал труды во имя победы Христа вместо тонкой дипломатии ради шаткого мира. Приобретенный им мир был истинным, хотя и облеченным с внешней точки зрения в суету ратных подвигов.
Святой князь Александр избрал труды во имя победы Христа вместо тонкой дипломатии ради шаткого мира.
И это очень важный пример для нашей жизни. Речь идет не о проблемах глобальной политики. Мы говорим о вещах более важных – о спасении конкретной души. В этом смысле подвиг благоверного князя Александра входит в нашу жизнь как совершенно определенный вопрос: ты за победу Христа, или тебе ближе «баланс сил»?
Мир, который вносит в нашу жизнь вера, невозможно познать тому, кто не ищет Христа. Этот мир очень далек от представления о спокойном течении внешней жизни и благоустроенности изменчивой действительности, которые обычно понимаются под миром людьми далекими от веры. Если мир Божий – это победа Христа, то естественно, что его установлению в нашей жизни должна предшествовать определенная борьба. Здесь компромиссов не бывает. Все слишком важно. Смысл умиротворения во Христе не в достижении спокойствия, а в понимании того, что действительно важно, а что второстепенно. Компромиссы же бывают на противоположной стороне, где царствует примирение с действительностью. Здесь люди под миром понимают тот самый «баланс сил», который способен сгладить все острые углы внешней жизни. Здесь все покрыто маской спокойствия и комфорта. Единственное, о чем часто забывают сказать – что Христос здесь не нужен…
Роман Савчук