Сейчас модно выглядеть умным. А вот быть по-настоящему образованным – для этого понадобится стимул побольше. Здесь нужен особый внутренний стержень, который неукоснительно, каждый день будет направлять твою волю к новым открытиям.
У святых такой стержень был. Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство умного приближения к Богу, который, как известно, есть Свет Истины.
А академические звания, медали, стипендии для святых — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали.
Святитель Василий Великий (330–379)
О времени, проведенном в Афинской академии, лучшем учебном заведении империи, Григорий Богослов, который учился вместе со своим другом Василием Великим, вспоминает, что они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая к… священным храмам и к тамошним учителям, другая… — к наставникам во внешних науках».
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийский, был всесторонне образованным человеком. По праву его место среди тончайших богословов, философов и ученых Античности.
Его отец — оратор и законовед (иными словами, юрист), с детства хотел дать своему сыну лучшее образование. Под его руководством Василий начал изучение светских и духовных наук. Позднее он отправился в училище в Кесарии Каппадокийской, где и познакомился с Григорием (будущим святым Григорием Богословом). Они стали друзьями на всю жизнь.
Высшее образование Василий получил в Константинополе, где учился у знаменитого тогда ритора Ливания. В 350 году Василий решился отправиться в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. Здесь уже были наслышаны о незаурядных дарованиях юноши. Многие учителя мечтали заполучить себе такого ученика. В течение шести лет, проведенных в академии, Василий добился прекрасных результатов в целом ряде дисциплин: риторика, грамматика, метрика, философия, астрономия, геометрия, арифметика. Он также изучал медицину, несмотря на то, что она не входила в общую образовательную программу.
В 356 году Василий Великий покинул Афинскую академию для того, чтобы начать свой духовный путь к епископству, вступив в «жизнь более совершенную».
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867)
Святитель Игнатий Брянчанинов поначалу не планировал посвящать свою жизнь Церкви. Он родился в дворянской семье, ему от рождения был предназначен путь офицера. В 1822 году будущий святой поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Успешный в учебе юноша вскоре стал известен будущему императору Николаю I. Ему был назначен пансион (иначе говоря стипендия) великой княгини Александры Федоровны. В 1824 году Игнатий был возведен в чин инженер-прапорщика.
На протяжении всего времени обучения он оставался первым учеником училища. При этом именно здесь началось его постепенное сближение с монашеской жизнью через знакомство с иноками Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Но такое тяготение молодого студента встретило неодобрение со стороны отца и непонимание сверстников.
Давнее знакомство c президентом Академии художеств А. Н. Олениным позволило молодому человеку войти в общество столичной дворянской интеллигенции и познакомиться с такими «титанами» русской культуры, как А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, М. И. Глинка. Заразившись окружающей его тогда творческой атмосферой, Игнатий начал писать стихи, которые, к несчастью, до нас не дошли.
Прекрасной военной карьерой, которую сулило ему блистательное окончание училища, святой пренебрег, подав в отставку в 1827 году вопреки воле родителей. Юноша осознал, что его путь — в монастырь: «Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу».
Священномученик Сергей Мечёв (1892 –1942)
Сын знаменитого на всю Россию святого протоиерея Алексея Мечева с серебряной медалью окончил престижную Третью Московскую мужскую гимназию. С детства святой обладал прекрасным музыкальным слухом, что позволило ему петь на клиросе в храме святителя Николая в Кленниках, где отец был настоятелем.
Образование Сергей Мечев продолжил в Московском Университете. Поначалу он поступил на медицинское отделение, но вскоре интересы его изменились, и он перешел на словесное отделение историко-филологического факультета. Особенно молодого студента привлекала древнерусская литература. Академик М. Н. Сперанский, который преподавал ее на факультете, считал Сергея своим лучшим учеником. Кроме того любознательный юноша интересовался историей Русской Церкви.
В период обучения будущий священномученик, при поддержке отца, совершил путешествие в Швейцарию и Италию, где познакомился с памятниками европейской культуры, в частности — с религиозной живописью эпохи Возрождения. На фоне увиденного Сергей Алексеевич проникся любовью к древнерусской иконе, феномен которой впоследствии серьезно изучал.
В 1914 году обучение в университете пришлось прервать — началась Первая мировая война. Будущий священномученик работал на фронте санитаром. Только в 1917 году, вернувшись домой, он завершил образование. Параллельно с 1916 года Сергей Алексеевич принимал участие в работе Богословского кружка имени святителя Иоанна Златоуста.
Осень 1918 года стала решающей для Сергея Мечева. После посещения Оптиной пустыни он решается связать всю свою жизнь со священническим служением.
7 июля 1941 года протоиерей Сергей Мечев был арестован. Его обвиняли в создании «катакомбных церквей», которые якобы планируют вести подпольную борьбу с Советской властью. Год спустя, 6 января, Сергей Мечев был расстрелян.
Святитель Николай Сербский (1880–1956)
Обучение в гимназии в Вальево (сербский город) давалось будущему епископу легко — он был в числе самых успевающих учеников. После окончания 6-го класса Николай Велимирович собирался поступать в Военную академию, но состояние здоровья не позволило. Тогда он начал обучение в Белградской семинарии, где активно занимался изучением не только духовной, но и классической литературы. Это были тяжелые годы в жизни молодого семинариста. В Белграде ему приходилось жить в сырой, холодной квартире, питаясь от случая к случаю, что впоследствии негативно отразилось на его здоровье. Однако сложные жизненные обстоятельства и молодой возраст не помешали ему начать публиковаться в газете «Христианский благовестник».
Блестящее окончание семинарии и удачные статьи Николая привлекли внимание начальствующих. Он получил стипендию и продолжил образование за границей. Поначалу будущий владыка попал в Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария). Здесь в 1908 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви».
Год спустя Николай Велимирович на философском факультете в Оксфорде подготовил другую докторскую диссертацию по трудам английского философа Джорджа Беркли. Труд, написанный на французском языке, он защитил в Женеве.
В 1909 году Николай Велимирович принял монашеский постриг. В 1910 году, уже будучи знатоком богословия и философии, он продолжил свое образование в России, в Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь никто не знал о его академических званиях, и долгое время его считали обычным студентом, пока его яркое, взвешенное выступление в пылу одной академической полемики не привело всех в изумление.
Последующая деятельность святителя Николая Сербского принесла ему славу одного из самых глубоких богословов XX века.
Иеромонах Серафим Роуз (1934–1982)
В миру Юджин Деннис Роуз родился в городе Сан-Диего, штат Калифорния. Уже в детстве он отличался от своих сверстников сдержанностью и молчаливостью. В школе легко и быстро осваивал новый материал, был усидчив, порой задумчив. Рано начал осваивать фортепиано. Мама Юджина была в восторге, когда узнала, что ее сын за блестящие успехи в школе получил внушительную стипендию. Многие верующие по всему миру уже почитают иеромонаха Серафима Роуза как святого. В настоящее время Братством преподобного Германа Аляскинского подготовлены материалы для его канонизации. Ему написана икона и служба.
Будущий иеромонах продолжил образование в частном колледже в городе Помон неподалеку от Лос-Анджелеса. Именно здесь начинаются его первые шаги в поисках Истины.
Закончив колледж в 1956 году, он поступил в Академию востоковедения (Сан-Франциско). Здесь он постепенно приобрел статус всесторонне развитого интеллектуала (в совершенстве владел французским и латынью), любителя оперы и театра, знатока хорошего вина. В Академии Роуз занимался исследованием и сопоставлением различных религиозных систем. Более всего его привлекала тогда китайская философия и буддизм. Юджин по мере возможности старался изучать священные тексты на языке оригинала.
Жизнь будущего иеромонаха изменилась после того, как один из знакомых студентов посоветовал ему прочитать «Добротолюбие» — сборник сочинений православных авторов IV–XV веков. Тогда что-то перевернулось в сознании вдумчивого интеллектуала. Он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать христианское богословское наследие.
В 1961 году, закончив диссертацию на звание бакалавра, Юджин оставил университет, несмотря на то, что его ожидало прекрасное академическое будущее.
Год спустя он принял православие и стал монахом.
Из книги “Как жили святые”