220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Свет прекрасных дел

«Пусть так светит ваш свет перед людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного»,

— обращается за Божественной Трапезой к нам сегодня Спаситель. На страницах Евангелия заповедано давать милостыню тайно, молиться тайно — но вот Господь говорит о том, что добрые дела нужно делать явно, ставя этот светильник на верху горы, чтобы он был виден каждому.

Евангелие наполнено такими кажущимися противоречиями и наполнено не случайно. Их цель: пробудить нас от сна, отвлечь от привычки, изменить нас действительно и глубоко – сделать нас новыми людьми.

Сегодняшнее Евангельское слово расставляет приоритеты, взятые  в контексте всего благовестия, оно переворачивает привычное выражение религиозного.

Все мы жаждем добра. Добро вшито Творцом в нашу природу. И потому мы распознаем человека от Бога тогда, когда видим исходящий от него свет добрых дел. Особенно же дел добра ждут от людей Церкви Христовой, потому что именно к христианам обращены слова Спасителя из сегодняшнего Евангелия: «Вы — свет миру». С тех пор на каждом из нас — ответственность быть тем, от кого исходит свет. Свет добрых дел, видя которые люди будут прославлять Небесного Отца.

Добра не стоит стыдиться, его не стоит прятать. Ведь когда добро составляет суть жизни, его и не спрячешь, потому что пришлось бы спрятаться самому. Но проповедник Евангелия не имеет права прятаться.

Добро должно быть заразительным, привлекательным, располагающим. У нас часто проскальзывает желание хранить веру под спудом. Не показывать ее привлекательных, пусть даже только по-человечески, сторон. Но Господь несколько раз через текст Евангелия говорит нам — скрывать ни в коем случае нельзя. Потому что открывать другим Небесного Отца нужно делами, которые, как известно, сильнее всяких самых высоких слов.

Порой мы воспринимаем это повеление «не скрывать» исключительно к тем вещам, которые связаны с религией, с верой. Кто-то носит на себе христианскую символику. Кто-то показывает всем видом, что он религиозный человек, порой даже создавая неудобство прочим. Но не об этом Евангелие. Ведь так вели себя и фарисеи, которые выставляли напоказ именно эту, религиозную часть своей жизни, в остальном оставаясь такими же мелочными, раздражительными, алчными. И за это их осуждает Бог, предупреждая нас не следовать их примеру.

Мы должны быть христианами не только и не столько в церкви, сколько на улице, дома, в офисе и метро. Мы должны быть добрее других людей. Жертвеннее. С большей готовностью помогать. Речь не о копеечке — милостыне нищему, речь о вещах более сложных.

Не одежда, не внешние обычаи, не язык, не особая аскетичность, не власть или деньги должны отличать христиан от других людей. Наше отличие должно быть очевидно всем, но при этом не видимо глазами. Так когда-то произошло с первой общиной учеников в Антиохии, когда именно внешние люди, а не они сами, стали впервые называть их христианами (Деян. 11:22). Это были все те же обычные антиохийцы, продолжавшие говорить на том же языке, ходить по тем же улицам, но уже было в них нечто такое, что выделяло их, делало их непохожими на сограждан.

Что такое добро? О каких добрых делах говорит Спаситель? Трудно ли жить так, как Он говорит — быть светом другим?

Добрые дела — не геройские поступки. Не какие-то неслыханно великие свершения. Добрые дела — в ласковом отношении, в любви ко всему, что мы делаем ежедневно. Маленькие поступки, которым мы порой не придаем значения, и составляют нашу жизнь. Маленькие поступки — это дела. Задача христианина сделать их добрыми. Так вот, эти мелочи жизни нужно делать неизменно с любовью. Если ты учитель — то с творческой смекалкой, с любовью, с душой подойди к подготовке к уроку. С любовью выслушай ребенка, который рассказывает тебе о своей жизни. Если ты полицейский и Бог доверил тебе сохранять мирную жизнь других людей — занимайся этим с памятью о том, что ты христианин. Любой из нас, чем бы он ни занимался: продавец в магазине, офисный сотрудник, охранник или врач — может каждое свое дело делать так, как будто делает его для Бога. И тогда каждое дело его будет добрым.

Не каждому из нас будет дано совершить какое-то важное, серьезное, большое дело. Но это и не нужно. Если мы будем христианами в мелочах, и люди будут видеть, что мы из любой ситуации способны сделать добро — они станут понимать, что за нами стоит Отец Небесный, Источник всякого добра. Слова Спасителя — καλὰ ἔργα, — которые мы видим в греческом тексте Евангелия, можно перевести не только, как ‘добрые дела’. Эта фраза переводится и как ‘хорошая работа’. Слово καλός в первом значении перевода — ‘красивый, прекрасный’. Спаситель говорит нам делать добрые, привлекательные, красивые дела. Наши дела должны привлекать других к Богу.

Да, это сложно. В каком-то смысле даже проще что-то доброе сделать тайно, незаметно, инкогнито. Ведь обозначить свое участие в чей-то жизни — значит взять на себя ответственность за какую-то часть чей-то жизни. Проще что-то сделать разово, чем часть своего времени, средств, внимания и любви отдавать постоянно. Проще бросить рубль, тысячу или пять тысяч нищему на паперти. Сложнее — поговорить с ним. Еще сложнее — поговорить с таким человеком, узнать его историю, впустить в свое сердце сострадание. А еще сложнее — попытаться помочь ему изменить свою жизнь. Ведь человек может поменяться, если в него кто-то поверит. Человек опустившийся только и ждет, может быть, того, чтобы в него поверили — вы или я. И он постарается оправдать нашу веру.

Господь ждет от нас того же, что и Сам дает нам. Ждет от нас прекрасных дел, Сам окружая нас всем прекрасным. Ждет от нас привлекательных дел, будучи Сам привлекательным для душ, стремящихся к чистоте. Ждет от нас хорошей работы, Сам творя все «хорошо весьма».

Люди ждут от нас, христиан, того же, чего ждут от Бога — красоты, добра, основательности. Они ассоциируют нас с Богом, хотя чаще всего мы и не заслуживаем подобных ассоциаций. Ждут от нас отблеска Божественного света. Ждут честной и хорошей работы. Ждут, чтобы вера наша рождала плоды не ограничений, запретов и критики, но красоты, привлекательности и созидания. И наша задача, как христиан, как детей Божиих, состоит именно в этом.

Мы не способны сделать наши собственные переживания Божественного доступными другим, мы не можем явить картины рая или показать ангелов, сходящих с Неба, или Самого Господа — все это не находится в нашей власти.

Но здесь, на земле, мы можем быть для других раем, можем быть присутствием Христа, быть Его светом для всего мира, для всякого встречающегося нам человека. И, может быть, тогда наше имя, имя христиан, будет действительно нашим, а люди так нас называющие, будут прославлять нашего Небесного Отца.

архиепископ Амвросий (Ермаков)