Святитель Иоанн Златоуст
«Не только в Царстве Небесном назначена награда за добродетель, но и в самом страдании, потому что и потерпеть что-нибудь за истину – величайшая награда.
… Когда Иов был более славным? Тогда ли, когда он открывал свой дом всем приходящим, или когда он, после того как дом обрушился, не произнес ни одного горького слова, но прославил Бога? … Тогда ли, когда пользовался здоровьем тела для защиты обижаемых… и был пристанищем для угнетаемых, или когда видел тело свое… съедаемым червями? … Хотя то всё были добродетели, а это всё – страдания, однако последние показали его более славным, чем первые, потому что они составляли самую трудную часть состязания, требовавшую… большего мужества, более энергичной души, более возвышенного разума и обладания большей любовью к Богу».
Преподобный авва Дорофей
«Душа человека, когда перестанет исполнять грехи… сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях и так через скорби войти во святой покой: ибо «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Скорби привлекают душе милость Божию, подобно тому как ветры приносят благодатный дождь. Нерадение, беспечность и покой земной расслабляют и рассеивают душу, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом».
Святитель Тихон Задонский
«Видим ныне, христиане, наказывающую нас руку Божию, видим, сколько Отечество наше воздыхает и стонет от кровавой с басурманом войны: многие падают и уязвляются от иноплеменнического оружия; матери и отцы по сыновьям, жены по мужьям, братия по братии падшей или уязвленной плачут; казна истощается и оскудевает, людей становится меньше, словом, все Отечество невзгоду терпит и находится в смущении. Но к бедствию этому другое не меньшее бедствие приложилось: язва моровая усилилась, то там, то в другом месте слышится неблагополучие. Видим все это и воздыхаем, и плачем, терпим наказание.
Но надобно от сердца признать, что в этом наша вина есть и неправда…
Нарушить клятву, данную пред Богом и святым Его Евангелием, считается у нас за шутку. Судебные места, где суд Божий отправляется, торжищем и куплею сделались. Правда и правосудие с престола своего низринуты, и вместо него маммона сидит и голос свой подает. К суду без денег не ходи, ничего не найдешь …
За малое или за ничто почитается обмануть, прельстить, чужое добро похитить, ложе ближнего осквернить, злобу совершать и мстить, ближнего словом уязвить и клеветою очернить или погубить.
Вот наши дела! Вот наше христианство!
Бог нас зовет на покаяние — мы Его не слушаем.
Бог послал к нам Сына Своего спасти нас — мы Его не слушаем.
Он за грехи наши пострадал — мы тому не внимаем и повторяем грехи.
Бог нам не велел обижать, не велел красть, лжесвидетельствовать, не велел чужого желать — мы Его не слушаем.
Бог повелел друг друга любить, друг другу добро творить — мы Его не слушаем.
… Что более остается, как правде Божией в свое дело вступиться? Не чувствуют люди милости Божией, когда Он их милует, — принужден Бог правду Свою явить. Не хотели мы милости Божией к нам познать и так благодарными Ему быть, вот теперь познали правды Божией действие».
***
«И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются Богом, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32).
…Благочестивым Бог посылает наказание из любви, а не от гнева. Как отец наказывает чад своих: наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает … И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена».
***
«Пишешь, что видим мы и знаем, что без Промысла Божия ничего не бывает. Откуда же беды и напасти в мире?
Ответ: от Бога посылаются беды и напасти на нас, но и в этом удивительная благость показывается:
1) Бог через слово Свое всех призывает к покаянию… но, когда люди не обращаются и не творят покаяния, Он посылает на них напасти, чтобы ими подвиглись к покаянию и взыскали Его. Видишь и здесь благость Божию. Бог, не желая нашей погибели, посылает на нас напасти: наказывает нас здесь, но не умерщвляет, исправляет, чтобы спаслись, а не погубляет…
2) Те, которые напастями не исправляются, уже в злобе своей погибают. Так Фараон неоднократно был наказан, но не исправился, а ожесточился и погиб.
3) …В благополучии человек, поскольку слаб, удобно с пути доброго совращается. Поэтому и они наказываются, чтобы лучшими стать. Ибо как дерево, чем более очищается, тем более плодов приносит, так добрый христианин, чем более наказывается, тем лучшие плоды добродетелей творит. Об этом говорит Господь: Всякую у Меня ветвь, приносящую плод, очищает (Отец), чтобы более принесла плода (Ин. 15: 2).
4) Благочестивые души горести в мире вкушают, чтобы не забыть отечества своего небесного и чтобы не почитать мир за отечество свое, но туда мысли свои возводить и стремиться, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания.
Рассуждай об этом и в напастях лобызай, прославляй и величай благость Божию».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова… За то и подгоняют нас розгами и бичом, то есть скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».
***
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному апостолом: «Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут». Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
***
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны»
***
«Одно остается нам, немощным и грешным: искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни – и таким образом несомненно можем получить милость Божию»
Святитель Николай Сербский
«Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар!»
***
«Мессия рода человеческого вынес клевету, злобу, заговор, оплевания, заушения, поругание, бичевание… осуждение с разбойниками, распятие на кресте, крестные муки, мучительную смерть, погребение. Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Дожили мы… до таких времен, что только скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и не на окружающее веселье и достаток в жизни смотри, но на Крест Христа Спасителя впереди».
***
«Настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении. Да думаю я, что и во все времена спасение наше на кресте соделывается. Так что, слава Богу, скорби извествуют, что идем мы путем спасения».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Не бойся борьбы и не бегай ее; где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, т.е в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях».
***
«Все скорби, мучения, лишения, болезни допускаются Богом для того, чтобы изгнать обольщающий грех и насадить истинную добродетель в сердцах, чтобы дать опытное познание о лживости, наглости, безумии, тиранстве и смертоносности греха и внушить омерзение к нему и опытное познание о истине, кротости, мудрости, кротком господстве над сердцами человеческими и животворности добродетели. Поэтому буду терпеть все скорби великодушно, с благодарностью ко Господу, Врачу душ наших, Спасителю нашему человеколюбивейшему».
Митрополит Сурожский Антоний
«В трудностях куётся характер. Лишь в страдании можем мы научиться терпению, выдержке, мужеству. Перед лицом страдания других людей мы можем достичь той глубины веры или самоотвержения, какой иначе достичь бы не смогли. Не взбунтоваться, не запротестовать, а вырасти в гармонии с путями Божиими…
Вспомните Распятие: Матерь Божия стояла у Креста и не произнесла ни слова в защиту Своего умирающего Божественного Сына. Она не обвиняла тех, кто Его осудил, не восставала против тех, кто с любопытством или безразлично окружал Крест. Она не проронила ни слова. Она принимала смерть Своего Сына с той же совершенной верой и открытой покорностью, с какими Она приняла Его воплощение. Это касается всех, кто стоит рядом со страданием, – всех нас».
Почему Бог допускает зло?
Святитель Василий Великий
«Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими страсти… Еще злом называем, чтó для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, чтó полезно для каждого из нас.
А голод, засухи, дожди суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Посему, как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого … чтобы болезнь, распространяясь… не перешла в главные члены … Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей… бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся.
… Не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность … Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаз … Так и зло не само по себе существует, но является за повреждениями души».
Святитель Григорий Нисский
«Зло не иное что есть, как порок. Всякий же порок… есть недостаток добра. Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла… Следовательно, не причина зол Бог — Творец существ, а не того, что не существует; Создавший зрение, а не слепоту… Когда в ясную погоду… добровольно кто–либо заслоняет зрение веками, то не солнце — причина того, что человек не видит».
Преподобный Максим Исповедник
«Искушения наводятся на одних для изглаждения грехов, прежде бывших; на других – для прекращения теперь деемых, а на иных – для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, кои бывают для испытания человека, как то было с Иовом. Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: первая причина та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; вторая – чтобы мы, борьбой и трудом снискав добродетель, имели ее твердой и неизменной; третья – чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; четвертая – чтобы, испытав делом, сколь зол грех, совершенной возненавидели его ненавистью; пятая и важнейшая – чтобы, сделавшись бесстрастными, не забывали мы своей немощи и силы Помогшего нам».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Прежде всего Господь попускает искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых».
Митрополит Сурожский Антоний
«Силы тьмы играют свою роль, и у человека своя роль между злом, которое могло или может вторгнуться в мир, и добром, которое может покорить его. У человека страшная власть позволить тому или другому одержать верх. …Когда нам встречается страдание или какое-либо зло, недостаточно обернуться к Богу с обвинением или жалобой. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ситуация определяется человеческим злом столько же, сколько и другими факторами. Существует коллективная ответственность за конкретное страдание, которую мы должны принять и нести вместе».
Почему Бог допускает смерть?
Святитель Григорий Нисский
«Поскольку свободным движением вовлекли мы себя в общение со злом … а через это лишившись блаженства, которое, как представляем, в том и состоит, чтобы не страдать, преобразились в порок, то по этой причине человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю…
Когда первые человеки коснулись запрещенного и обнажили себя от оного блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны» (Быт. 3: 21), как мне кажется, не к этим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животных сняты кожи и придумано одеяние людям?). Но поскольку всякая кожа, отделенная от животного, мертва, то думаю, что… Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она … промыслительно наложил на людей возможность умирать».
Святитель Иоанн Златоуст
«За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева».
Святитель Кирилл Александрийский
«Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».
Преподобный Максим Исповедник
«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением браней, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей и, обще сказать, пределом всех зол».