Великая Суббота. День, когда тело Христово покоилось во гробе — пещере неподалеку от Гефсиманского сада, которую член высшего государственного совета Иудеи и тайный христианин Иосиф Аримафейский присмотрел в качестве будущей гробницы для самого себя, но уступил Своему Господу.
А человеческая душа Иисуса Христа сошла во ад — «темницу», узники которой веками и тысячелетиями были разлучены с Богом, — и, как говорит апостол Петр, проповедовала находяимся в этой темнице духам (ср.: 1 Пет 3:18, 19).
В ту же субботу, совпавшую с ветхозаветной пасхой, первосвященники и фарисеи пришли к Пилату с просьбой выставить стражу у гроба Господня: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого (Мф 27:63–64). Стражу выставили, пещеру завалили камнем, а к камню приложили печать.
Так злейшие враги Господа собственными руками сделали всё для того, чтобы грядущее Воскресение Христово стало засвидетельствованным фактом.
Женщины, явившиеся ко гробу в первый день недели помазать тело Господа благовонными маслами, обнаружили, что тяжелый камень отвален в сторону и на нем сидит Ангел, видом как молния (Мф 28:2, 3), а пещера — пуста. О явлении Ангела и исчезновении тела Христова доложили первосвященникам и некоторые из стражи, так что стражников пришлось подкупать и уговаривать солгать, будто они уснули и не заметили, как тело Христа украли Его ученики (Мф 28:11–15).
Впрочем, апостолов эти свидетельства уже не могли заинтересовать. Они встретили Самого Христа. Живого. Воскресшего.
Что значат слова Христа «Я с вами вся дни до конца века»?
Именно они звучат в Евангелии, которое читается сегодня на литургии. И хотя праздновать Воскресение Христово мы начнем только завтра, но над однажды воскресшим Богочеловеком время уже не властно: с момента Его восстания из мертвых Он принадлежит Вечности и потому пребывает с нами всегда — и как Бог, и как Человек.
Великая Суббота не стала исключением. Как Человек, Христос сошел душой во ад, а как Бог — разрушил его. Ад не мог оставаться адом — местом, лишенным Бога, — после встречи с Господом. Всех умерших, кто любил Господа и ждал встречи с Ним, Он вывел с Собой — об этом свидетельствует церковное Предание, зафиксированное в целом ряде памятников церковной письменности. Например, в апокрифическом «Евангелии от Никодима» или в Огласительном слове на Пасху, приписываемом святителю Иоанну Златоусту и читаемом во всех православных храмах пасхальной ночью.
Вот фрагмент этого Огласительного слова в русском переводе: «Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: “Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих”. Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен!»
С этих пор, говоря словами английского христианского писателя Клайва Стейплза Льюиса, двери ада если и заперты, то только изнутри.