Эта лента, которую диакон носит поверх стихаря на левом плече, называется «орарь». Один ее конец спускается на грудь, другой — на спину так, что оба свободно свисают почти до пола.
Само слово созвучно латинским orare (молиться), oris (уста) и orarium (плат, полотенце). Соответственно, существует и несколько версий происхождения этого элемента диаконского облачения. По одной из них, орарь изначально использовался исключительно в контексте богослужения в качестве призыва к молитве — и сегодня мы можем видеть, как на ектении диакон, возглашая очередное прошение, всякий раз поднимает вверх передний конец ораря тремя пальцами правой руки, после чего осеняет себя крестным знамением.
По другой версии, орарь напоминает об умовении Иисусом Христом ног ученикам и служебной функции диаконов. Евангелист Иоанн пишет, что во время Тайной Вечери Спаситель, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13:4–5). Иисус таким образом преподал апостолам урок служения ближним: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, — сказал Он. — Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:14–15). Слово диакон в буквальном переводе с греческого языка означает «служитель». Первые диаконы появились в древней апостольской общине для того, чтобы заниматься помощью вдовам и другим социально незащищенным членам церкви, раздачей пищи и т. д. Они стали, таким образом, помощниками апостолов по социальному служению и могли носить с собой полотенце для повседневных надобностей — то препоясываясь им, то пользуясь им по прямому назначению.
Наконец, орарь мог изначально использоваться диаконом как полотенце во время богослужения для вытирания губ верующих после причащения. Постепенно значение этой части диаконского облачения стало исключительно символическим, и орарь из полотенца превратился в длинную цветную ленту.
Одно из символических значений ораря — ангельские крылья, поскольку диаконы символически изображают херувимов и серафимов во время богослужения. Именно поэтому на некоторых орарях вышиты слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». По этому поводу Н. В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» писал: «…званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
Орарь является также символическим изображением благодатных даров диакона как священнослужителя, полученных им в таинстве Рукоположения.
Существует еще и двойной орарь, когда один из двух орарей надет как обычно, а второй идет от левого плеча, спускается к правому бедру и соединяется здесь концами. Раньше его носили лишь архидиаконы, сослужившие Патриарху, и некоторые протодиаконы в особо значимых соборах. Сегодня двойной орарь — иерархическая награда, которая дается диаконам за многолетнее служение и является обязательной частью протодиаконского облачения.