14 ноября 2023 года в Минске состоялось открытие памятника святому благоверному князю Александру Невскому.
Памятник высотой 11 м. и массой около 4 т. установили в сквере возле пересечения улицы Нововиленской и Старовиленского тракта, возле посольства Российской Федерации в Республике Беларусь. Святой благоверный князь Александр Невский изображен сидящим на лошади с хоругвью в правой руке. По периметру постамента отлиты три рельефа.
Благословение на брак Александра Невского с Полоцкой княжной Александрой Брячиславной в Витебске
О браке святого Александра Невского сообщается в достаточно известном произведении агиографического жанра под названием: «Повесть о житии Александра Невского». Первая редакция «Жития» появилась около 1260-х гг. и сохранялась в одиннадцати полных списках 15-17 вв. По мнению многих исследователей автором этого произведения мог быть человек близко знавший Александра Ярославича. Например, известный ученый, академик Д.С.Лихачев, полагал, что к составлению «Жития» имел непосредственное отношение духовный наставник, единомышленник и сподвижник святого князя, митрополит Кирилл (+1281).
Упомянутое «Житие» весьма кратко сообщает нам, что в 1239 году князь Александр Ярославич взял в жены родную дочь Полоцкого князя Брячислава – княжну Александру и что свадебные торжества (каши) были проведены в Торопце и затем – в Новгороде Великом. О каких-либо иных свадебных мероприятиях в «Житии» не упоминается.
Тем не менее, на основании определенных умозаключений, подкрепленных ссылками на существующие местные предания, возникла и существует версия о том, что некоторые мероприятия, связанные с бракосочетанием Александра Ярославича и Александры Брячиславны, были проведены также и в городе Витебске. Находясь под впечатлением от этой версии, а также движимые чувством местного патриотизма, витебляне, в 2016 году соорудили в Витебске скульптурную композицию с надписью на белорусском языке: «Князь Аляксандр Неускi з жонкай, вiцебскай княжной Аляксандрай, I сынам Васiлем».
Следует отметить, что почерпнутые из «Жития» сведения о браке святого князя и полоцкой княжны вполне самодостаточны. Перед вступлением в брачный союз они, как верные чада Матери Церкви, берут священническое благословение, что и отображает в художественной форме этот сюжет одного из барельефов памятника. С духовной точки зрения, споры относительно места, где это благословение преподается, вряд ли можно считать уместными.
ТЕКСТ НА ХОРУГВИ:
«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ»
Эти, ставшие крылатыми слова, были произнесены князем Александром Невским в 1240 году вскоре после получения известий о вторжении шведского войска в Русские пределы. По благословению Новгородского архиепископа Спиридона он встал на молитву в Новгородском соборе святой Софии, а затем, выйдя из собора, воодушевленный и молитвенно поддержанный владыкой Спиридоном, обратился к своей дружине с духоподъемными словами «Не в силе Бог, а в правде», вдохновляя ее на победу в предстоящей битве на Неве..Эти слова — исповедование твёрдой веры, что если жить по совести, жить не по лжи, ходить перед Богом, то Он не оставит ни тебя, ни твоего Отечества. Грубой физической силе противостоит здесь духовно- нравственный идеал.
Как известно, святой Александр Невский добился победы над превосходящим по численности неприятелем и, как герой-победитель, по возвращении из похода, встречен был у Новгородского Софийского собора тем же архиепископом Спиридоном (+1249).
После сражения на Неве новгородцы нарекли победителя именем «Александр Невский».
Собрав небольшую дружину, святой Александр выступил в поход к берегам Невы и 15 июля 1240 года внезапно напал на шведский лагерь. В «Повести о житии Александра Невского» достаточно подробно описывается ход Невской битвы. Отмечаются личные качества святого князя, как доблестного, безстрашного и искусного воина, а также поименно перечисляются имена шестерых дружинников, особо отличившихся в этом сражении. Третьим в этом списке храбрецов стоит имя выходца из Полоцка –Якова. «Третій, Яковъ Полочанинъ, – читаем мы в «Житии», — одинъ, съ своимъ мечемъ, ударилъ на целый полкъ непріятелей, и такъ мужественно и крепко поражалъ ихъ, что самъ князь иохвалилъ его».
Битва завершилась полной победой дружины святого Александра Невского. Западный военный натиск в направлении Северо-Западной Руси был на какое-то время остановлен.
«От вас учения не приемлем». Александр Невский и посланники Папы Римского 1250 г.
Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар, — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Для передачи предложений Папы в Новгород были направлены его посланники Гальд и Гемонт, бывшие в кардинальском сане. Вот как передает «Повесть о житии князя Александра Невского» содержание его беседы с папскими посланниками: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в нежелании даже вступать в прения с латинскими послами нашел проявление его религиозный, и политический выбор. Он понимал, что принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное.
Справочно:
…Святой Александр Невский был тесно связан родственными узами с древней Полоцкой землей, где в 992 году была учреждена первая на белорусской территории епископская кафедра и где закладывались основы нашей духовной и национальной идентичности. В первой половине 13 века он был породнен брачным союзом с домом Полоцких князей, к которому принадлежала выдающаяся подвижница XII века — преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Супругой великого князя стала дочь одного из Полоцких властителей — княжна Александра Брячиславна. На венчание, совершенное в 1239 году в соборном храме святого великомученика Георгия в городе Торопце, она взяла с собой Эфесскую (Торопецкую) икону Божией Матери, в 1162 году доставленную в Полоцк из Царьграда (Константинополя) по просьбе самой преподобной Евфросинии Полоцкой. Этот образ стал семейной святыней брачующихся на всю их жизнь.
В 1992 году, в преддверии празднования 1000-летия учреждения Полоцкой епархии, по благословению приснопоминаемого Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (Вахромеева), с оригинала Эфесской (Торопецкой) иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге, был сделан список. Ныне он пребывает в Кресто-Воздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
В брачном союзе Александра Ярославича и Александры Брячиславны появилось на свет четверо сыновей — Василий, Димитрий, Андрей, Даниил — и дочь Евдокия. Самый младший сын, Даниил Александрович (1261 — 1303), по завещанию отца станет первым Московским удельным князем — родоначальником Московского княжеского дома. В конце XVIII века он был прославлен Церковью в лике святых угодников Божиих….
В 1240 году князь Александр одержал победу в знаменитой Невской битве против шведов. В этом сражении особенно отличился выходец из Полоцка, один из сподвижников князя — Яков Полочанин.
Вся жизнь Александра Невского определялась его искренней любовью к Отечеству и преданностью вере отцов. Как государственный деятель и военоначальник он выступил защитником тех духовных ценностей, которые народ обрел с принятием христианства в 988 году. В непререкаемой истинности назидательных слов святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» наш народ не один раз убеждался на своем нелегком историческом пути. В сознании наших соотечественников эти слова приобрели свойства внутреннего убеждения, стали существенной чертой национального характера. Ярким подтверждением тому является готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия своей родной земли, в полной мере проявленная нашими соотечественниками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Святой Александр Невский издавна глубоко почитается на землях Белой Руси. Например, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освященных в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют свыше 40 храмов, освященных в честь святого благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами…