220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
История Публикации

Генерал Скобелев Михаил Дмитриевич: к истории жизни и подвигов

Протоиерей Павел Боянков,
клирик храма святого благоверного
князя Александра Невского в г. Минске

В 2023 году исполнилось 180 лет со дня рождения прославленного русского генерала, замечательного полководца, всенародного любимца Михаила Дмитриевича Скобелева.

При жизни о нем слагались легенды, а его солдаты с гордостью говорили о себе: «Мы – скобелевские». Теперь, по прошествии долгих лет, буквально на наших глазах, этот славный образ выходит из исторического забвения.

Родился герой 17 (29) сентября 1843 года в Санкт-Петербурге. Скобелев был военным в четвертом поколении. Его прадед, крестьянин самарской губернии, дослужился до сержантского чина, что по тем временам давало право стать помещиком-однодворцем, т.е. получить надел земли без крепостных крестьян. Его дед Иван Никитич, соратник Кутузова, прошел весь путь от солдата до генерала и коменданта Санкт-Петербурга. Его отец Дмитрий Иванович, кавалер двух Георгиев (как и дед), воевал в Венгрии и на Кавказе, а затем в звании генерал-лейтенанта участвовал в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии и помог тогда сыну получить должность в действующей армии.

Продолжая семейную традицию, Михаил Скобелев поступил на военную службу в 18-летнем возрасте и свое боевое крещение принял во время польского восстания 1863-64 г.г. Тогда же он получил и свою первую награду – орден Св.Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

Осенью 1866 года молодой офицер поступает в Николаевскую академию генерального штаба. По ее окончании в 1868 году Скобелев получает назначение в Туркестанский военный округ. Своим товарищам он говорит: «Или меня убьют, или вернусь генералом».

Памятник Скобелеву в Москве

В дальнейшем Скобелев признавал, что своими успехами всецело обязан туркестанской школе и называл себя «туркестанским воспитанником». Необходимо отметить, что продвижение России в Среднюю Азию являлось в тот момент настоятельной проблемой: требовалась надежная защита пограничного населения от постоянных вторжений кочевников. С приходом русских существовавшее там рабство (невольничество) и торговля людьми были уничтожены, жестокие наказания (пытки, сажание на кол, отрубание носа и ушей) были отменены, получили развитие местная промышленность и торговля. Об этом не следует забывать и ныне.

…Весной 1873 года Скобелев принимает участие в походе на Хивинское ханство. Вот как он сам рассказывал в последствии об этом: «Подвигались вперед мы медленно, испытывая страшные лишения: жара доходила до 45 градусов Цельсия, духота и сухость воздуха были невыносимыми; кругом, куда ни бросить взор, безжизненная пустыня, бесконечные пески. Иногда воды не доставало не только для лошадей, верблюдов, овец, которые сопровождали отряд, но даже для людей.. Вообще, весь этот поход – это непрерывная борьба с природой».

Несмотря на все трудности, 29 мая Хива сдалась, ханство было покорено и, таким образом, общая цель экспедиции была достигнута. В начале августа того же года Скобелев произвел крайне рискованную рекогносцировку: с отрядом из пяти всадников прошел в условиях пустыни около 640 км за 7 дней, в постоянной опасности, среди многочисленных враждебных кочевий. За эту разведку он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

После присоединения Хивы наступил черед и Кокандского ханства. В ходе экспедиции 1875-1876г.г. Скобелев сумел проявить себя не только как талантливый кавалерийский начальник, но выделился как серьезный и авторитетный администратор, сначала в роли управляющего Наманганским уездом, а затем – Ферганского военного губернатора. В память об этом город Фергана в 1907-1924 г. г. именовался Скобелевым.

В конечном итоге туркестанский период жизни (почти 8 лет) принес Скобелеву широкую известность по всей Средней Азии, дал ему чин генерал-майора с зачислением в свиту Его Величества, золотую шпагу с бриллиантами и надписью «За храбрость», орден Св.Владимира 3-й степени с мечами и ордена Св. Георгия 3-й степени.

Огромная популярность и уважение коренного населения (оценившего справедливость и понимание Скобелевым особенностей местной жизни) присвоили ему почетное прозвище Ак-паша – «Белый генерал». Русобородый молодец в белом кителе на белом коне – это он, Скобелев. Но помимо всех наград и славы в горах и пустынях Туркестана он получил бесценный полководческий опыт, который был в полной мере востребован на русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. за освобождение Болгарии.

Скобелев прибыл в действующую армию и первое время состоял при главной квартире, участвуя в мелких операциях на добровольных началах.

14-15 июня он отличился при переправе отряда генерала Драгомирова через Дунай. Командуя 4 ротами 4-й стрелковой бригады, ударил туркам во фланг и принудил их к отступлению. За эту переправу Скобелев был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами.

Затем он участвовал в целом ряде боев, в том числе – занятии Шипкинского перевала 7 июля.

Блестящая победа при взятии Ловчи и звание генерал-лейтенанта, Плевненская эпопея и, особенно, третий штурм подняли авторитет Скобелева в армии на должную высоту. «У нас только Скобелев и умеет водить войска на штурм» – пишет в своем дневнике очевидец событий. «Он был вылеплен из того теста, из которого делаются полководцы» – скажет потом о Скобелеве один из его биографов. «Третья Плевна»: войска видели своего генерала впереди атакующих цепей и всегда в самых горячих точках боя. Его инициатива, храбрость и хладнокровие воодушевляли офицеров и солдат.

Отряд Скобелева отвлек на себя 2/3 осажденных турецких войск, хотя составлял всего лишь 1/5 часть русской армии, штурмовавшей Плевну. Смелой атакой, под личным предводительством Скобелева были захвачены важнейшие укрепления турок, но развить дальнейший успех и ворваться в крепость не удалось, т. к. он не получил своевременного подкрепления от высшего командования.

Затем последовала пятимесячная осада Плевны. С середины ноября армия Османа-паши стала испытывать недостаток в продовольствии и сделала попытку прорыва сквозь линию окружения. 28 ноября после упорных боев все турецкие атаки были отражены и в итоге они сложили оружие. В плен было взято свыше 40 тыс. турок во главе с раненым Османом-пашой.

После падения Плевны путь на Балканы был открыт и русская армия перешла в решительное наступление. Скобелев отдает своим войскам приказ, в котором говорится: «Нам предстоит трудный подвиг, достойный постоянной и испытанной славы русских знамен. Сегодня, солдаты, мы начинаем переходить Балканы с артиллерией, без дорог, пробивая себе путь в виду неприятеля, через глубокие снеговые сугробы. В горах нас ожидает турецкая армия. Она дерзает преградить нам путь. Не забывайте, братцы, что нам вверена честь Отечества, что за нас теперь молится сам Царь-Освободитель, а с ним и вся Россия. От нас они ждут победы. Да не смущает вас ни многочисленность, ни стойкость, ни злоба врагов. Дело наше свято, с нами Бог!»

Переход через Балканский хребет совершался в тяжелейших зимних условиях. Скобелев сумел продумать и организовать поход своего отряда так, что его солдаты понесли минимальные потери. Он позаботился и о теплой одежде, и об усиленном питании, и о топливе для костров. Все трудности перехода через Балканы разделил вместе с войсками Скобелева и его близкий друг – известный русский художник В.В.Верещагин, на батальных полотнах которого мы можем видеть легендарного генерала.

27 и 28 декабря 1877 г. в районе деревень Шипка и Шейново развернулось сражение русских войск с турецкой армией Вессель-паши. Атакованные с трех сторон, турки были принуждены к капитуляции (30 тыс. человек при 103 орудиях). Основную роль здесь сыграл Скобелев, он же лично принял и сдачу Вессель-паши.

После перехода через Балканы Скобелева назначают начальником авангарда русских войск. Менее чем за двое суток он совершает стремительный бросок (почти 100 км), выходит к Тырнову, без всякого сопротивления занимает Адрианополь и Сан-Стефано. Здесь, в непосредственной близости от Константинополя, 12 февраля 1878г. война заканчивается: турки запросили мира.

Чрезвычайно болезненно оценивая результаты Берлинского конгресса, Скобелев считал итоги войны совершенно несоответствующими одержанным русской армией победам. Одновременно выросла его личная популярность, он становится настоящим национальным героем.

Почти в каждой крестьянской избе можно было увидеть портрет Скобелева. Предприимчивые купцы по-своему использовали эту необычайную славу генерала. В дореволюционной России выпускались скобелевские конфеты, шоколад, пряники. Ни один военачальник в нашей истории не удостаивался такого народного почитания.

6 января 1878 г. ему пожалована золотая шпага с бриллиантами и надписью «За переход через Балканы», а 30 августа Скобелев был назначен генерал-адьютантом к императору России. 4 февраля он утверждается в должности командира 4-го корпуса, расквартированного в Белоруссии, пребывая в Минске деятельно занимается подготовкой и обучением в суворовском духе вверенных ему войск, особое внимание уделяя умению преодолевать водные преграды. «Оставшиеся после него приказы по корпусу и поныне должны служить настольной книгой для всякого военного. Сама жизнь бьет со страниц этих казенных документов и увлекает читателя своею простотой, ясностью и глубоким смыслом». *)

В дальнейшем память о своем командире с особым благоговением хранили как воины 4-го корпуса, так и входящей в его состав 30-й пехотной дивизии. Когда в начале 1890-х годов в районе между Барановичами и Слонимом, близ станции Лесная Московско-Брестской железной дороги, появился большой военный полигон, предназначавшийся для летних занятий этой дивизии, было принято решение назвать его Скобелевским**).

____________________________________________________

*) Из брошюры Сергея Маркова «Памяти М. Д. Скобелева».

**) Лиходедов В. А., Пефтиев В. П., Щеглов Г. Э. Полигон. История скобелевкого военного лагеря. Мн., Издательский дом «Звязда», 2017

В январе 1880 г. Скобелев возглавляет Ахалтекинскую военную экспедицию, целью которой было присоединение территории Туркмении к Российской империи. Этот поход, проведенный после тщательной подготовки, на основе детального плана, привел к быстрому падению главного оплота туркмен-текинцев. 12 января 1881 г. крепость Геок-Тепе (Денгиль-Тепе) была взята. По мнению современников вся операция представляла собой первоклассный образец военного искусства. За ее проведение Скобелев был произведен в генералы от инфантерии и награжден орденом Св.Георгия 2-й степени.

…Смерть пришла к герою внезапно, в расцвете его сил. Произошло это 25 июня 1882 г. в Москве при весьма таинственных обстоятельствах, породивших целый клубок слухов и легенд, не выясненных до сих пор.

«Обстоятельства его смерти таковы, что тут конца нет вопросительным знакам», – писал В.И. Немирович-Данченко. Он же высказал на этот счет обоснованные предположения: «Нужно сказать правду – иностранцы ценили покойного гораздо лучше, чем мы, особенно немцы. Когда прошел первый восторг, вызванный смертью Скобелева, они сейчас же отвели ему надлежащее место, причислив Михаила Дмитриевича к первым полководцам последнего времени. Военные журналы дали добросовестную оценку «врагу Германии», а один авторитет прусской военной науки прямо заявил, что смерть Скобелева равняется для немцев выигранной кампании». Такие оценки будущего противника не случайны и о многом заставляют задуматься.

Об отсутствии генерала соотечественники вспомнили уже в русско-японскую войну, когда ему исполнилось бы только 62 года: «Господи, если бы был жив Скобелев!»

…Его похороны стали истинно народными. Их подробное описание В.И. Немировичем-Данченко и сегодня, спустя 130 лет, буквально потрясает.

Среди многих торжественных слов в адрес покойного трогательно прозвучали и такие: «За любовь его к народу, за любовь народа к нему, за наши слезы, ради собственной Твоей бесконечной благости, прости ему, Господи!».

Последние версты гроб несли на руках крестьяне в серых сермяжных кафтанах и лаптях: в их селе – своем родовом имении Спасском-Заборовском Раненбургского уезда Рязанской губернии, рядом с родителями, «Белый генерал» обрел свое последнее земное пристанище.

В 1912 г. в Москве по Высочайшему соизволению Николая  II был открыт памятник Скобелеву, ставший настоящим символом той огромной славы, с которой прогремело его имя во всех слоях русского общества. Созданный по проекту скульптора П.А. Самонова (подполковника в отставке) и поставленный на народные пожертвования, он изображал генерала верхом на коне, с поднятой саблей. По бокам от основной композиции располагались бронзовые фигуры воинов, образующие батальные сцены.

Однако в 1918г., «в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию», Советом Народных Комиссаров был выпущен декрет от 14 апреля «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…». Согласно сему документу, подписанному Ульяновым (Лениным), Луначарским и Сталиным, памятник Скобелеву был варварски уничтожен. Ни один из дореволюционных памятников «Белому генералу» в советское время не уцелел.

В последующие годы произошло и вовсе нечто невообразимое – здесь самые отъявленные варвары покраснели бы от стыда. Когда НКВД вскрыло могилы полководца и его родителей в поисках драгоценностей, то «чекисты увидели на набальзамированном трупе Скобелева сапоги, которые были как новые. Так кто-то из них взял и отрезал ноги, после чего стащил с них сапоги и надел их на себя». *)

*) «Фома, № 5,2013, с.83

В наше время идея воссоздания московского памятника была реализована в 2014 г. Кроме того, памятник Скобелеву открыт в 1995 г. в Рязани, а в 2023 г. – в Александро-Невском муниципальном районе Рязанской области.

Проживание М. Д. Скобелева в Минске связано с некоторыми важными для истории нашего города фактами. Приведем две архивные справки:

1881 года января 20 дня

Минская Городская дума в составе 29 Гласных, обсуждая предложение Городского Головы об избрании Генерал-Адьютанта Михаила Дмитриевича Скобелева в Почетные граждане города Минска и имея в виду, что Генерал-Адьютант М. Д. Скобелев, командир 4-го корпуса, штаб коего расположен в Минске, посланный Высочайшею властью командовать Ахалтекинскоею экспедицией, своею гениальною распорядительностью и геройским мужеством оказал Отечеству неоценимые заслуги и по-прежнему поддержал славу русского имени и оружия, единогласно постановила: просить Генерал-Адьютанта М. Д. Скобелева оказать честь изъявлением согласия на принятие звания Почетного гражданина города Минска. (Национальный исторический архив РБ, фонд 24, опись 1,ед. хр.3584, л.22).

1882 года июля 15 дня

Минская Городская Дума в составе 24 Гласных, выслушав заявление Гласного Р. Шаскольского о наименовании Батальонной улицы в городе Минске – Скобелевскою в память покойного командующего 4 корпусом Генерал-Адъютанта генерала от инфантерии М. Д. Скобелева и принимая во внимание, что М. Д. Скобелев в последнее время проживал в городе Минске и считался Почетным Гражданином его, каковое звание ему предоставлено было по ходатайству Городской Думы с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, за доблестные его М. Д. Скобелева подвиги и геройское мужество при войне с Турцией и при Ахалтекинской экспедиции, чем оказаны Отечеству неоценимые заслуги, единогласно постановили: Для сохранения вечной памяти о М. Д. Скобелеве, наименовать Батальонную улицу, где была квартира покойного – Скобелевскою. (Национальный исторический архив РБ, фонд 24, опись 1,  ед. хр. 3585, л.55).

В это юбилейное для полководца время мы не призываем вернуть Красноармейской улице ее старое название, но для мемориальной доски, посвященной М.Д. Скобелеву, место там найти и можно, и должно. Существует в Минске и намоленный уголок, где прекрасно смотрелся бы памятник «Белому генералу» как Почетному Гражданину нашего города. Это – могилы соработников и сослуживцев Скобелева, расположенные за алтарной стеной Свято-Александро-Невского храма что на Военном кладбище. Каждый год 3 марта, в день независимости Болгарии, здесь неопустительно совершается заупокойное богослужение, за которым герои поминаются поименно. При входе в храм на колоннах размещены две мраморные плиты, на которых золотом начертаны имена 105 воинов 119-го пехотного Коломенского полка и 13 воинов 30-ой артиллерийской бригады, павших по городом Плевна 18 июля 1877 года.

…Современники совершенно справедливо назвали Скобелева равным Суворову. В этой оценке заключено все – талант, храбрость, отвага, холодный расчет, глубокие военные знания, любовь солдат.

Отдадим же ему свой долг и мы.