Икона Собора Белорусских святых. Из жизни святых новомучеников
В Белорусской Православной Церкви есть множество самобытных икон, центральное место среди которых занимает икона Собора Белорусских святых. Но мало кто замечает, что изображений, связанных с вышеупомянутой тематикой несколько. Между собой их отличает датировка написания и количество находящихся на них угодников Божиих.
Все началось с дискуссии. В церковной истории можно встретить немало примеров споров, возникавших между святыми людьми. Достаточно вспомнить Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Каждый из них, безусловно, в той или иной степени был прав. Но не о них сейчас.
В истории Белорусской Православной Церкви также есть несколько ситуаций, связанных со спорами, или, вернее сказать, с дискуссиями. Одна из них связана с возникновением иконы в честь Белорусских святых.
Самая первая икона, ставшая прообразом иконы Белорусских святых, была написана по благословению священномученика Митрофана (Краснопольского), епископа Минского и Туровского (1912–1916) в далеком 1913 году. На ней в центре композиции размещалась Минская икона Божией Матери, внизу же были изображены святители Кирилл и Лаврентий Туровские, между которыми находился мученик-младенец Гавриил Слуцкий (Белостокский).
Спустя чуть более семидесяти лет, в 1984 г., когда был учрежден праздник Собора Белорусских святых, к первоначальной композиции добавилось еще несколько личностей.
На иконе 1984 г. уже размещались преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; преподобномученик Макарий, игумен Пинский; преподобный Елисей Лавришевский; святитель Лаврентий, епископ Туровский, затворник Печерский; святитель Симеон, епископ Полоцкий; благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Киевский (Смоленский); блаженная София (Олелько), княгиня Слуцкая; мученик младенец Гавриил Слуцкий (Белостокский); святитель Кирилл, епископ Туровский; преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая; святитель Мина, епископ Полоцкий; блаженный Мартин Туровский; святитель Дионисий, епископ Полоцкий; праведная Иуалиания, княгиня Ольшанская.
На протяжении последующих двух десятилетий состав иконы неоднократно расширялся, дойдя до 79 персоналий. Подобный образ можно встретить во многих белорусских храмах. Однако, по-прежнему в центре композиции находятся лики первых включенных в нее святых.
Как рождалась эта икона? В Минских епархиальных ведомостях в № 24 за 1913 г. содержится весьма интересный протокол, посвященный истории рождения образа. Протокол этот представляет из себя стенограмму самого первого заседания членов Минского православного братства, созданного по инициативе епископа Митрофана в том же 1913 г.
Съезд братчиков состоялся 22 октября 1913 г. Примечательно, что первое заседание братства было посвящено обсуждению вопроса, связанного с почитанием местных святых и написанию их общей иконы. На съезде братства кроме епископа Митрофана (Краснопольского) присутствовали: викарий Минской епархии, епископ Слуцкий Феофилакт (Клементьев), настоятель Слуцкого Троицкого монастыря архимандрит Афанасий (Вечорко), архимандрит Пинского Богоявленского монастыря Кирилл (Свидерский), священник Иоанн Пашин. Также в работе Съезда приняли участие члены Совета братства ректор Минской духовной семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий, кафедральный протоиерей Дмитрий Павский, инспектор семинарии А.М. Панов и товарищ председателя С.А. Некрасов.
Если обратить внимание на список присутствовавших участников, то среди них легко можно заметить имена некоторых будущих новомучеников нашей Церкви. Это епископ Митрофан со своими сподвижниками, клириками Минской епархии, священником Иоанном Пашиным и протоиереем Дмитрием Павским.
Между присутствующими членами братства завязался диспут, касающийся композиции иконы и святых, планируемых быть на ней изображенными. Нужно отметить, что изначально икона планировалась как местночтимый образ Минской епархии и не более того. Ни о каких более грандиозных масштабах ее почитания речи не шло. Будущий священномученик Иоанн предложил включить в икону лик святителя Макария, Митрополита Киевского, мученически окончившего свою жизнь от рук Перекопских татар на территории тогдашней Минской епархии в д. Скрыгалов (ныне Мозырский р-н Гомельской обл.).
«Тело его находится в Киеве, а голова скрыта в Скрыгалове. Празднуют память этого святителя 1 мая и к этому дню сюда стекаются тысячи богомольцев. Я бы и осмелился просить Преосвященнейшего Владыку причислить к нашим местным святым и митр[ополита] Макария», – аргументировал иерей Иоанн.
На этот аргумент священник получил твердое возражение со стороны епископа Митрофана и членов братства. Отказ был мотивирован тем, что святитель Макарий на территории Минской епархии был только проездом и если следовать этой логике, то в икону необходимо было бы включить и изображение святителя Димитрия Ростовского, который некоторое время проживал в Слуцке, «где даже имеется его колодец». Так в этом совсем небольшом диспуте была поставлена точка.
Следует отметить, что сама идея создания иконы была обусловлена померкшей народной памятью о местных святынях и святых. Судя по дошедшим до нас сведениям, епископ Митрофан этим печальным фактом был весьма озадачен и во что бы то ни стало решил оживить их почитание среди народа.
Примечательна мысль Владыки, что в забвении святынь и святых виноваты «тяжелые исторические условия, в которых был наш край в течение нескольких столетий, жестокие преследования, которым подвергались православные со стороны католиков и униатов» которые в свою очередь «в значительной степени вытравили из сознания местного православного населения память о местных святынях».
К вопросу об установлении общего дня празднования для этих святых в ходе дискуссии Преосвященный Митрофан занял твердую позицию. Сказав, что «установление общего праздника неприемлемо» также, как и навязывание отдельных дат их празднования повсеместно в приходах Минской епархии. И особенно посредством циркуляров, т.к. этот путь заведомо провален. «Циркуляр может достигнуть силы и цели лишь тогда, когда находит для себя отзвук в общем сознании», – говорил епископ.
Действовать, по мысли святителя следует путем «снизу». В начале необходимо сделать все возможное для пробуждения народного сознания к идее прославления местных святых.
«Следует пока ограничиться распространением житий и икон, наречением имен их при крещении, посвящением храмов в честь их, открытием отделов Братства в честь их, устройством крестных ходов», – говорил будущий священномученик. А уж потом люди сами захотят праздновать их память.
На этом братском съезде было принято несколько важных решений, касающихся проблем с возрождением почитания святых. В итоге, как мы знаем, икона была написана.
Спустя несколько десятилетий она была расширена, включив в себя лики и других белорусских святых, став главной иконой Белоруской Православной Церкви.
Промыслительно, что на эту икону в дальнейшем все же попало изображение священномученика Макария, Митрополита Киевского. Попал также и лик самого епископа Митрофана с его сподвижниками священномучениками Иоанном Пашиным и Дмитрием Павским. Так и закончился спор святых об иконе, на которую они же сами позже и попали.
Такова предыстория появления иконы.
Как мы видим, уже тогда, в 1913 году, членами братства подымался вопрос и об учреждении особого дня соборной памяти святых Минской епархии. Но вопрос был отклонен епископом Митрофаном, давшим совет, что идея эта должна вызреть. И в первую очередь в самом народе. В решении Владыки был сформулирован главный принцип прославления святых – движение снизу. Народное почитание – именно то, с чего должно все начинаться.
История праздника
Время шло, народное сознание постепенно пробуждалось. Люди все больше и больше узнавали о своих корнях. В Беларуси в конце 1970-х – начале 1980-х началось последовательное возрождение церковной жизни после длительного периода борьбы с Церковью.
Важной страницей в белорусской церковной истории стало назначение в 1978 году на Минскую кафедру Митрополита Филарета (Вахромеева).
Прежде чем рассказать о заслуге Владыки Филарета в деле прославления святых, необходимо упомянуть и о самом понятии «Соборы епархиальных святых».
Дело в том, что понятие это зародилось в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. Сам термин «собор святых» нередко относился к понятию «собираться» ради празднования дня памяти того или иного святого. Например, «Собор Архангела Гавриила», это праздник, совершаемый на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы и посвященный одному из виновников события. Подобное происходит на следующий день за Рождеством Христовым и праздником Богоявления Господня, где мы вспоминаем Мать Спасителя и Предтечу Христова Иоанна, чтобы собравшись отпраздновать и их память.
Официально в Русской Православной Церкви первый Собор епархиальных святых появился в 1964 году. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви им стал Собор Ростово-Ярославских святых. Хотя подобные попытки создания Соборов были ещё и в XIX в. Здесь можно в качестве примера привести т.н. Соборы Вологодских, Новгородских и Волынских святых. Но как показывает анализ исторических материалов, скорее это были попытки, нежели реальные действия. Более подробно об этом рассказывает в своем докладе «История возникновения, проблемы и формирование епархиальных соборов святых» игумен Дамаскин (Орловский), опубликованном на сайте Синодальной комиссии по канонизации святых.Там же можно прочесть и о проблематике, связанной с «соборной» тематикой. https://comcan.ru/upload/Pulic/230119_igum_dam_2016_3.pdf
Общая же тенденция создания епархиальных Соборов началась в 1980-е гг. Практически повсеместно в епархиях Русской Православной Церкви стали учреждаться местные Соборы.
Эта инициатива также была воспринята и Митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым).
3 апреля 1984 года Митрополит Минский и Белорусский Филарет подал рапорт на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена об установлении особого дня празднования Собора Белорусских святых, на что последовала положительная резолюция (исх. № 481 от 3 апреля 1984г.). Само торжество было определено совершать в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Поэтому исторической датой учреждения Собора принято считать 3 апреля 1984 года.
Первоначально в Собор Белорусский святых было включено 13 угодников Божиих, чья жизнь и подвижническая деятельность протекали на исторической территории Беларуси. В этот Собор вошли:
- Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (+1648 г.);
- Преподобномученик Макарий, игумен Пинский (+1678 г.);
- Преподобный Елисей Лавришевский (ок. +1250 г.);
- Святитель Лаврентий, епископ Туровский, затворник Печерский (+1194 г.);
- Святитель Симеон, епископ Полоцкий (+1289 г.);
- Благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Киевский, (Смоленский) (ок. +1167 г.);
- Блаженная София Олелько, княжна Слуцкая (+1612 г.);
- Мученик младенец Гавриил Белостокский, Слуцкий (+1690 г.);
- Святитель Кирилл, епископ Туровский (+1183 г.);
- Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая (+1173 г.);
- Святитель Мина, епископ Полоцкий (+1116 г.);
- Блаженный Мартин Туровский (+1150 г.);
- Святитель Дионисий, епископ Полоцкий (+1182 г.).
Таков первоначальный состав Собора Белорусских святых.
Следует отметить еще один интересный факт. К моменту установления празднования в 1984 г. была написана икона Собора Белорусских святых. Среди вышеперечисленных 13-ти угодников на образ попал 14 -й –праведная Иуалиания, княгиня Ольшанская. Хотя официального ее включения, видимо по нелепой случайности, не произошло.
Упомянутые святые имели непосредственную связь с Белорусскими землями, целиком входившими в состав Великого княжества Литовского. Их пребывание в Соборе Белорусских святых никогда не подвергалась сомнению.
Увеличение Собора Белорусских святых
Состав Собора постепенно увеличивался. В Белорусской Православной Церкви за прошедшие фактически 40 лет со дня установления празднования Собора и до сегодняшнего дня прошло 36 канонизаций. Это далеко не малое количество. Практически все эти канонизации совершались при деятельном участии Митрополита Филарета.
Собор Белорусских святых пополнялся не только посредством канонизаций, проходивших на территории Белорусского Экзарзата, но еще и посредством включения в него прежде канонизованных в других епархиях угодников Божиих, чьи жизни и подвижническая деятельность были связаны с историческими землями Беларуси.
В 2006 году в Белорусском Экзархате была учреждена Комиссия по канонизации святых, принявшая активное участие в исследованиях, посвященных выявлению новых имен святых, связанных с нашей историей (см. приложение № 3). Особая заслуга в этом принадлежит архиепископу Новогрудскому и Лидскому Гурию (Апалько), с 2006 по 2012 гг. возглавлявшему Комиссию.
В эти годы была предпринята попытка сформировать полный список Белорусских святых. За несколько лет список расширился до 79 персоналий (см. приложение № 2).
Список был в большей степени рабочим и над ним еще необходимо было потрудиться. Невзирая на неокончательную решенность этого вопроса, упомянутые святые постепенно стали попадать на их общие иконы.
В этом разделе я коснусь некоторых бюрократических вопросов.
Официально из упомянутых мной 79 угодников Божиих в Собор было включено лишь 39. В некоторой мере это было недоработкой Комиссии, но отчасти не со всеми представленными персоналиями все оказалось просто.
Оставшихся 40 святых я условно разделил на три группы:
Первая группа – это святые, прославленные в Беларуси, которые после канонизации по факту считались внесенными в сонм Белорусских святых (напр. Минские новомученики), но не имели отдельного решения об их включении в Собор.
Вторая – святые, чьё внесение в святцы БПЦ подвергалось сомнению, как вовсе никогда не прославленных (напр. Дионисий и Симеон Полоцкие). Их канонизаций никогда официально не проводилось. По крайней мере документов, свидетельствующих об этом, до нас не дошло.
Третья – святые, которые были канонизованы за пределами Беларуси и имели факт почитания в Белорусском Экзархате, но не имели никаких официальных решений священноначалия относительно их включения в упомянутый Собор (напр. Виленские мученики или упомянутая Иулиания Ольшанская). Часто это происходило по банальному недоразумению.
В принципе ничего страшного во всех перечисленных случаях не было. Было народное почитание, писались иконы, и по умолчанию все они считались белорусскими святыми. Этого было более чем достаточно. Основные проблемные вопросы стали возникать немного позже.
26 июля 2010 года Синод Русской Православной Церкви принял решение о формировании состава епархиальных Соборов святых: «В состав епархиального Собора святых включать подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых является данная епархия».
Определение это с одной стороны внесло ясность, но с другой поставило под вопрос существовавший к описываемому моменту список Собора Белорусских святых, т.к. не все из них стали отвечать предложенным критериям.
Исходя из этого весь упомянутый список в 79 персоналий в 2012 году Синодальной Комиссией по канонизации святых Русской Православной Церкви был подвержен серьёзной критике. Было предложено его полностью пересмотреть и даже тех святых, о ком было вынесено официальное Синодальное решение, удалить, как не отвечающим критериям 2010 года.
К сожалению, решение возникших вопросов изрядно затянулось и до сих пор вопрос остаётся открытым. Дискуссия продолжается.
Постепенно ситуация начинает выправляться. Так, при деятельном участии председателя Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви епископа Борисовского и Марьиногорского Амвросия (Шевцова), Собор Белорусских святых стал восполняться и приобретать более-менее законченные черты.
Канонизации новых святых
Важнейшим делом Синода Белорусской Православной Церкви стали упомянутые выше канонизации новых святых.
Как было сказано, в течении почти трех десятилетий (с 1984 по 2011 гг.) в Беларуси было прославлено 36 угодников Божиих.
Для справки приведу их имена со ссылками на решения Синода и резолюции Патриарха:
- Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых 6 августа 1993г. согласно благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 2 ноября 1993 г., утвердившего протоколы заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 22 от 27 июня 1993г. и журнал № 23 от 5 августа 1993г.). Впоследствии отдельным решением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 июля 1997 г. (журнал № 42), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II от 17 июля 1997г., святитель Георгий (Конисский) был внесен в сонм Собора Белорусских святых.
- Праведный Иоанн Гашкевич, чудотворец Кормянский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых 31 мая 1998 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 43 от 9 августа 1997г.), и на основании постановления Святого Синода Белорусского Экзархата от 14 декабря 1997 г. (журнал № 46), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АлексиемII от 25 декабря 1997 г.
- Священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших. Прославление состоялось на основании ходатайства Синода Белорусского Экзархата перед Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (журнал № 52 от 22 апреля 1999 г.).
- Священномученик Никифор (Кантакузен), архидиакон. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых 3 февраля 2002 г. на основании резолюции Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 21 мая 2001 г. (исх. № 2580), на рапорте Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси от 15 мая 1996 г., а также решением Синода Белорусского Экзархата от 31 января 2002 г. (журнал № 65).
- Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский. Причислен к лику святых Российских новомучеников постановлением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002г. для общецерковного почитания.
- Блаженная Валентина Сулковская Минская. Причислена к лику местночтимых Белорусских святых 6 февраля 2006 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 16 декабря 2005 г., утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 91 от 29 ноября 2005 г.).
- Священномученик Николай Околович, пресвитер Витебский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых новомучеников и исповедников 4 ноября 2007 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 26 марта 2007 г., утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 98 от 20 декабря 2006 г.).
- Святой Владимир Еленевский, исповедник Витебский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых новомучеников и исповедников 4 ноября 2007 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 26 марта 2007 г., утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 98 от 20 декабря 2006 г.).
- Преподобная Манефа (Скопичева) Гомельская. Причислена к лику местночтимых Белорусских святых 11 августа 2007 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 26 марта 2007 г., утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 98 от 20 декабря 2006 г.).
- Священномученик Алексий Могильницкий, пресвитер Лельчицкий. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых новомучеников и исповедников 21 ноября 2010 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 13 марта 2010 г., утвердившего протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 115 от 15 декабря 2009г.), и на основании постановления Святого Синода Белорусского Экзархата от 20 ноября 2010 г. (журнал № 124), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом от 19.02.2010 г.
- Преподобный Леонтий (Карпович), архимандрит Виленский. Причислен к лику местночтимых святых 15 мая 2011 г., согласно резолюции Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 13 марта 2010 г. на решение Синода Белорусского Экзархата (журнал № 115 от 15 декабря 2009 года), и на основании постановления Святого Синода Белорусского Экзархата от 4 апреля 2011г. (журнал № 132), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом от 19.02.2011 г. Чин прославления состоялся в Свято-Петропавловском соборе г. Минска.
- Священномученик Константин Жданов,пресвитер Шарковщинский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых новомучеников и исповедников 4 июня 2011 г. на основании постановления Святого Синода Белорусского Экзархата от 3-4 июня 2011г. (журнал № 137), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом от 9.08.2011 г.
- Священномученик Киприан Климуц,пресвитер Ятранский. Причислен к лику местночтимых Белорусских святых новомучеников и исповедников 4 августа 2011 г. на основании постановления Святого Синода Белорусского Экзархата от 3-4 июня 2011 г. (журнал № 136), утвержденного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом от 9.08.2011 г.
Новомученики Минской епархии:
- Александр Шалай, прот., сщмч.;
- Валериан Новицкий, свящ., сщмч.;
- Владимир Зубкович, прот., сщмч.;
- Владимир Измайлов, прот., сщмч;
- Владимир Пастернацкий, прот., сщмч.;
- Владимир Талюш, свящ., сщмч.;
- Владимир Хираско, прот., сщисп.
- Владимир Хрищанович, свящ., сщмч.;
- Димитрий Павский, прот., сщмч.;
- Димитрий Плышевский, свящ., сщмч.;
- Иоанн Вечерко, свящ., сщмч.;
- Иоанн Воронец, прот., сщмч.;
- Иоанн Панкратович, свящ., свмч.;
- Леонид Бирюкович, прот., сщмч.;
- Матфей Крицук, прот., сщмч.;
- Михаил Новицкий, прот., сщисп.;
- Михаил Плышевский, прот., сщмч.;
- НиколайВасюкович, диакон, сщмч.;
- Николай Мацкевич, свящ., сщмч.;
- Петр Грудинский, свящ., сщмч.;
- Порфирий Рубанович, прот., сщмч.;
- Серафим (Шахмуть), архим. Жировицкий, прмч.;
- Сергий Родаковский, прот., сщмч.
Упомянутые новомученики причислены к лику местночтимых Белорусских святых 12 декабря 1999 г. Это отражено в резолюции Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 5 октября 1999 г., наложенной на рапорте Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси от 5 октября 1999 г., а также решением Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 г. (журнал № 53). Позже на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. эти угодники Божии причислены к лику святых новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших.
В этом благом деле следует отдать дань уважения незабвенному секретарю Комиссии протоиерею Федору Кривоносу (+2021). Отец Федор помимо проделанной огромной работы по прославлению Минских новомучеников, буквально сопровождал дело каждого из новопрославленных святых, помогая подготавливать все необходимые для этого материалы. Его заслуга в этом неоценима.
Последней канонизацией было прославление священномученика Киприана Климуца, состоявшееся 4 августа 2011 г. Местных канонизаций после этого не проходило.
Общецерковные канонизации
Хорошей новостью за последние несколько лет стала новость об общецерковном прославлении ряда белорусских подвижников. Приведу несколько выдержек из журналов Архиерейских Соборов 2016-2017 гг.
«Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.
В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного Митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:
- преподобный Елисей Лавришевский (†ок.1250, память 23 октября / 5 ноября);
- преподобный Мартин Туровский (†1150, память 27 июня / 10 июля);
- святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116, память 20 июня / 3 июля);
- святой благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (†1167, память 14 / 27 марта);
- святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта / 1 апреля);
Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.
Священный Синод, рассмотрев в своем заседании от 24 декабря 2015 года (журнал № 95) представленные материалы, определил включить в предлагаемую на утверждение Освященного Архиерейского Собора повестку дня Собора вопрос об общецерковном прославлении, перечисленных выше местночтимых святых.
С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:
… Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви».
Для Белорусской Православной Церкви эти канонизации имели важное значение, т.к. изначально вышеперечисленные святые Синодальной комиссией РПЦ подвергались критике, как вовсе не прославленные. Поэтому в какой-то мере это и была их первая церковная канонизация (за исключением разумеется прп. Елисея Лавришевского, канонизованного на Виленском соборе в 1509 году).
Далее на заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия…
… Кроме того, на Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Павел обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.
Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив представленные Белорусским Экзархатом материалы и свидетельства архиереев других епархий, констатировала, что упомянутые святые широко почитаются как в епархиях Беларуси, так и в епархиях России и Украины, и представила свое заключение Священному Синоду, который также передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.
Обсудив доклад епископа Троицкого Панкратия, Собор определил благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви и установив празднование их памяти в указанные дни:
- святителя Георгия, архиепископа Могилевского (память 24 июля/ 6 августа);
- праведного Иоанна Кормянского (память 18/31 мая…»
Таким образом ряд белорусских святых получил общецерковное прославление.
Утвержденный список Собора Белорусских святых
На прошедшем 16 мая 2023 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждены поименные списки местных Соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях РПЦ (журнал № 31).
После публикации на сайте Московской Патриархии списка Собора Белорусских святых в адрес Комиссии по канонизации БПЦ стали поступать вопросы об угодниках Божиих, которых в упомянутом Соборе не оказалось.
Для справки приведу сам журнал Священного Синода:
ЖУРНАЛ № 31
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях.
Справка:
Священный Синод в заседании от 24 марта 2022 года (журнал № 16) определил: «Включить в повестку дня Архиерейского Собора вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях».
В своих заседаниях от 17 апреля (журнал № 29) и 25 августа (журнал № 66) 2022 года Священный Синод принимал решения о переносе сроков заседания Архиерейского Собора в связи с тем, что международная обстановка затрудняла прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, а в заседании от 29 декабря 2022 года (журнал № 121) по той же причине определил «вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении».
С учетом этих обстоятельств в Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи разных епархий с просьбой рассмотреть возможность утверждения поименных списков местных соборов святых до созыва Архиерейского Собора.
В местные соборы святых включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V).
ПОСТАНОВИЛИ:
- Утвердить поименные спискиместных соборов святых согласно приложению к настоящему журналу.
- О дальнейшем дополнении поименных списков местных соборов святых, а также об утверждении новых списков иметь суждение по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду.
- Имена святых, перечисленных в упомянутых списках, включать в месяцеслов Русской Православной Церкви в тех случаях, когда в установленном порядке было или будет принято решение об их общецерковном прославлении. В иных случаях отдельные памяти этих святых совершать местно в определенный для сего день.
- Установление совместного совершения памяти нескольких святых, почитаемых в отдельных городах, епархиальных монастырях или приходах, с включением в такие списки имен тех святых, которые были ранее прославлены в порядке, установленном в Русской Православной Церкви, возможно по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и решению Священного Синода в ответ на ходатайства епархиальных архиереев.
Утвержденный на заседании Священного Синода РПЦ список Собора Белорусских святых, память которых совершается в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, включает 58 имен прославленных святых угодников Божиих.
Собор Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице):
1. Александр Саульский, иерей, сщмч. (1938);
2. Александр Шалай, прот., сщмч. (1941);
3. Антоний Литовский, мч. (1347);
4. Афанасий Брестский, прмч. (1648);
5. Афанасий Кислов, иерей, сщмч. (1937);
6. Валентина Минская (Сулковская), блж. (1966);
7. Валериан Новицкий, иерей, сщмч. (1930);
8. Василий Измайлов, прот., сщмч. (1930);
9. Владимир Зубкович, прот., сщмч. (1938);
10. Владимир Пастернацкий, прот., сщмч. (1938);
11. Владимир Талюш, иерей, сщмч. (1933);
12. Владимир Хираско, прот., исп. (1932);
13. Владимир Хрищенович, иерей, сщмч. (1933);
14. Гавриил Белостокский, младенец, мч. (1690);
15. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. (1795);
16. Димитрий Власенков, мч. (1942);
17. Димитрий Павский, прот., сщмч. (1937);
18. Димитрий Плышевский, иерей, сщмч. (1937);
19. Евстафий Литовский, мч. (1347);
20. Евфросиния, игумения Полоцкая, прп. (1173);
21. Елисей Лавришевский, прп. (ок. 1250);
22. Илия Рылько, прот., сщмч. (1937);
23. Иоанн Баранов, иерей, сщмч. (1937);
24. Иоанн Вечорко, иерей, сщмч. (1933);
25. Иоанн Воронец, прот., сщмч. (1937);
26. Иоанн Кормянский, прав. (1919);
27. Иоанн Литовский, мч. (1347);
28. Иоанн Панкратович, иерей, сщмч. (1937);
29. Иоанн Пашин, еп. Рыльский, сщмч. (1938);
30. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский, сщмч. (1937);
31. Иосиф Сченснович, диакон, сщмч. (1937);
32. Кирилл, еп. Туровский, свт. (1183);
33. Константин Жданов, иерей, сщмч. (1919);
34. Лаврентий, затворник Печерский, в Ближних пещерах, еп. Туровский, свт. (1194);
35. Леонид Бирюкович, прот., сщмч. (1937);
36. Леонтий (Карпович), архим. Виленский, прп. (1620);
37. Макарий, Каневский, архим. Овручский, Переяславский, прмч. (1678);
38. Макарий, митр. Киевский, сщмч. (1497);
39. Мартин Туровский, прп. (после 1146);
40. Матфей Крицук, прот., сщмч. (1950);
41. Мина, еп. Полоцкий, свт. (1116);
42. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский, сщмч. (1919);
43. Михаил Новицкий, прот., исп. (1935);
44. Михаил Плышевский, прот., сщмч. (1937);
45. Никифор (Кантакузен), архидиакон, сщмч. (1599);
46. Николай Васюкович, диакон, сщмч. (1937);
47. Николай Гаварин, иерей, сщмч. (1938);
48. Николай Мацкевич, иерей, сщмч. (1937);
49. Николай Околович, прот., сщмч. (1934);
50. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский, сщмч. (1937);
51. Петр Грудинский, иерей, сщмч. (1930);
52. Петр (Полянский), митр. Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола, сщмч. (1937);
53. Порфирий Рубанович, прот., сщмч. (1937);
54. Ростислав-Михаил, вел. кн., блгв. (1167);
55. Серафим (Шахмуть), Жировицкий, архим., прмч. (1946);
56. Сергий Родаковский, прот., сщмч. (1933);
57. Симеон, еп. Полоцкий, еп. Тверской, свт. (1289);
58. София, кн. Слуцкая, прав. (1612).
Если внимательно вчитаться в обновленный список, то там можно встретить имя ранее вовсе не упоминавшегося ни в одном списке священномученика Иоанна Баранова, уроженца Гомельщины. Основным местом служения о. Иоанна была современная Могилевщина.
Но одновременно из списка пропало несколько имен белорусских новомучеников и подвижников благочестия. Все это связано с недостаточной проработанностью материалов, подаваемых в Синодальную Комиссию по канонизации РПЦ.
С новомучениками сегодня не все так просто. В первую очередь связано это с особыми условиямидля их канонизации. Они, согласно действующим правилам,нуждаются в обязательном общецерковном прославлении(новомученики сегодня не прославляются на местном уровне). Для общецерковной же канонизации необходимы полные копии уголовных дел, чего мы, по независящим от нас причинам, сделать пока не можем. А так как список Собора утверждается на Архиерейском Соборе (или в исключительных ситуациях Священным Синодом), то вопрос этот остается открытым. Что, однако, не мешает нам их почитать местно. После общецерковной канонизации они займут свое место в обновленном списке, как это произошло с некоторыми другими святыми.
Следует обратить внимание на то, что утвержденный список Собора Белорусских святых является ещё открытым. При восполнении недостающих сведений и материалов, требуемых Комиссией по канонизации РПЦ, касающихся наших местночтимых белорусских святых, как современных, так и древних, он будет пополняться. Как говорится в п. 2:
«О дальнейшем дополнении поименных списков местных соборов святых, а также об утверждении новых списков иметь суждение по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду».
Исходя из вышеизложенного можно видеть, что ситуация постепенно меняется и у нас появляется надежда, что вскоре мы обретем более полный и список Собора Белорусских святых.
Заключение
Работа по составлению обновленного списка Собора Белорусских святых ведется с 2012 г. Каждое из включенных в список имен святых, вносится туда после длительного изучения представленных материалов и соответствия их критериям, определенных ранее Священным Синодом РПЦ.
Утвержденный список Собора скорее один из этапов кропотливой работы Комиссии, нежели окончательный результат. Работа по его расширению продолжается.
Еще раз обращу внимание на то, что утвержденный состав Собора Белорусских святых не подразумевает отмену почитания на местном уровне тех угодников Божиих, которые там почитались ранее и в указанный список не попали. В ближайшее время Собор Белорусских святых пополнится новыми именами.
В заключении хочу вернуться к словам священномученика Митрофана (Краснопольского):«До установления праздника необходимо подготовить народ к этому, ознакомить его с местными святынями посредством распространения житий, икон; иначе мы установим праздник в честь местных святых, а народ не будет праздновать и наши благие начинания не увенчаются успехом».
Приложение № 1
Первое заседание съезда братчиков // Минские епархиальные ведомости. – 1913. – No 24.
Первое заседание съезда братчиков.
В 7 ч. вечера 22 октября состоялось первое заседание съезда братчиков под председательством Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, епископа Минского и Туровского. На эстраде кроме Преосвященнейшего Председателя, заняли места председатель совета Братства, Преосвященнейший Феофилакт, архимандрит Слуцкого монастыря Афанасий, архимандрит Пинского монастыря Кирилл и Члены Совета Братства: ректор семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий, кафедральный протоиерей Димитрий Павский, инспектор семинарии А. М. Панов, товарищ председателя С. А. Некрасов, зал был переполнен собравшимися членами Братства – местными и прибывшими на Съезд. После общей молитвы «Царю Небесный» заседание было открыто прочувствованною речью Преосвященнейшего Митрофана, посвященною вопросу о чествовании местных святых и местных святынь Минской епархии.
«Наш долг, говорил Преосвященнейший Владыка, прославлять тех, которые отдали все свои силы на пользу нашего края. Мы имеем великое утешение считать Минскую кафедру одною из древнейших. Кафедра Туровская получила начало еще при Владимире Святом, и мы имеем великих святителей, которые подвизались в этом городе и после своей смерти ходатайствуют за нас, свв. Кирилла и Лаврентия Туровских. Имена их должны быть хорошо нам известны. Несмотря на это, эти угодники Божии у нас особого прославления не получили. Каждый край имеет своих местных святых и каждый край воздает им должное почитание: изображения их имеются в каждом доме, имена их с любовию даются новорожденным, в честь их воздвигаются храмы. В нашей же Минской епархии имена Кирилла и Лаврентия очень редки, нет их изображений, не говоря уже о храмах. В честь святителя Кирилла посвящен только один храм, а посвящен ли в честь св. Лаврентия хоть один храм – не знаю. Нужно позаботиться о восстановлении памяти этих святителей во всем величии. Это, конечно, могло бы быть сделано посредством епископского циркуляра, но я отложил этот вопрос до нашего братского Съезда, ибо циркуляр может достигнуть силы и цели лишь тогда, когда находит для себя отзвук в общем сознании. И мне хотелось бы встретить в лице Вас, братчики, деятельных помощников. Думаю, что с Вашей стороны последует полное согласие.
Кроме святителей Кирилла и Лаврентия, епископов Туровских, у нас есть мученик – Гавриил Слуцкий. Святых останков епископа Кирилла мы не имеем. Предание говорит, что мощи его сокрыты были от врагов, набегам которых подвергалось Туровское княжество; мощи же святителя Лаврентия почивают в городе Киеве. Глубокий старец, постриженик Киевской Лавры, епископ Лаврентий тяготел к Киеву. Эта привязанность к Киеву видна не только в лице епископа Лаврентия. Многие, принявшие постриг в Киеве, считали за великую честь хоть под конец своей жизни возвратиться в Лавру и там умереть, ибо существовало предание, что тот, кто будет погребен в пещерах Лавры, сподобляется блаженной участи. Весьма возможно, что и епископ Лаврентий в конце своей жизни потянулся к Киеву, где умер и был погребен. Мощи же отрока Гавриила, умученного от иудеев, пребывают у нас – в Слуцком монастыре, но кажется, особого почитания не получают, хотя русский народ вообще любит ходить на поклонение святыням.
Но как почтить нам своих святых? Нужно, по крайней мере, иметь их изображения. И вот я решил собрать всех наших местных святых в общую икону: изобразить на ней святителей Кирилла и Лаврентия и отрока Гавриила, а вверху, над ними, поместить изображение нашей местной Минской Иконы Божией Матери. Такая икона должна бы получить самое широкое распространение в местном крае. Но, далее, – установить ли нам общий день прославления их, или праздновать память их отдельно, в положенные дни?»
Один из священников предлагает установить один день для празднования памяти их.
Священник Т. Юхневич. Я жил недалеко от Турова; там Православие очень крепко и память свв. Кирилла и Лаврентия сохраняется и доселе в устном предании. Есть дни, когда Туровское население празднует память этих святителей, и, Туров – единственное место, где в эти дни богослужение совершается с полиелеем и всенощным бдением. Но православное население Минской епархии, можно сказать, ничего не знает о жизни этих святителей. Мне кажется, если бы оно знало это, то почитание приняло бы всеобщий характер. По личному опыту знаю и могу с уверенностью сказать, что об отроке Гаврииле знают только ближайшие к Слуцку жители. Следовало бы установить различные дни прославления наших святых и распространять среди народа дешевые иконки их, изображающие наших святых совместно и отдельно. Во многих епархиях существует обычай раздавать при крещении иконки, на одной стороне которых помещено изображение святого, а на другой – жизнеописание его. Но моему мнению, следовало бы и у нас изготовить такие иконки и раздавать их при крещении.
Преосвященный Митрофан. До установления праздника необходимо подготовить народ к этому, ознакомить его с местными святынями посредством распространения житий, икон; иначе мы установим праздник в честь местных святых, а народ не будет праздновать и наши благие начинания не увенчаются успехом.
Священник И. Пашин. Милосердный Господь судил мне священствовать в Скрыгалове, – месте убиения Макария, Митрополита Киевского. В настоящее время там имеется частица его мощей, есть также часовня. Митрополит Макарий положил душу свою в 1497 году, когда в то несчастное время обозревал свою епархию. Плыл он в том году по реке Припяти и, остановившись в Скрыгалове, служил Литургию, во время совершения которой был замучен. Тело его находится в Киеве, а голова скрыта в Скрыгалове. Празднуют память этого святителя 1 мая и к этому дню сюда стекаются тысячи богомольцев. Я бы и осмелился просить Преосвященнейшего Владыку причислить к нашим местным святым и митр. Макария.
Преосвященный Митрофан. Мысль о включении Митрополита Макария в общую икону возникала и у меня. Но мы не можем считать его нашим местным святым, так как Митрополит Макарий был у нас только проездом. Можно ли считать его нашим святым потому что он у нас был умучен? Косвенным образом, конечно, возможно, но тогда следовало бы и других святых поместить на нашей иконе, напр., Димитрия Ростовского, который жил некоторое время в пределах Минской епархии, именно в г. Слуцке, где даже имеется его колодец. Но в таком смысле, как свв. Кирилла и Лаврентия, мы его не можем признать нашим святым. (Возгласы: „правильно”) для Скрыгалова пусть Митр. Макарий будет местным святым.
Священник К. Будоль. Мне кажется, что следует установить один общий праздник местным святым и приурочить этот праздник ко дню Минской Иконы Божией Матери – 13 августа; а чтобы внедрить в сознание народное память о них, следовало бы учащихся в школах знакомить с жизнью их.
Священник А. Явинский против установления особых дней чествования местных святых. Не праздники, говорит он, нужно устанавливать, а ознакомлять народ с житием святых в школах, давать имена их при крещении, распространять иконы их, устраивать по окрестностям Турова и Слуцка крестные ходы и т. п.
Преосвященный Митрофан. Имеются ли у нас жития их?
Священник Гузаревич заявляет, что есть лишь научный труд Преосвященного Евгения.
Преосвященный Митрофан. У нас имеется много документальных данных, и я считаю необходимым на основании этих данных и труда Преосвященного Евгения составить простое, понятное для народа житие святых. Очередная наша задача и есть составление житий. Можете быть это дело поручить Братству. (Возгласы: «необходимо, правильно»).
Итак, говорит в заключение Преосвященнейший Председатель, установление общего праздника неприемлемо, также неприемлемо обязательное празднование памяти наших святых во всех приходах епархии в установленные дни, а следует пока ограничиться распространением житий и икон, наречением имен их при крещении, посвящением храмов в честь их, открытием отделов Братства в честь их, устройством крестных ходов; местное празднование в отдельных приходах памяти наших святых этим не отменяется, а, напротив целью всех этих мер – является внедрение в народное сознание идеи почитания местных святых с тем, чтобы прославление местных святых, сделать общим праздником во всей епархии.
Далее Преосвященный Митрофан переходит к вопросу о приобретении общей иконы местных святых.
Священник Лавр Васюкович предлагает изготовить иконы местных святых в Москве, стоимостью приблизительно в 15 руб., а при большом заказе и в 10 рублей, на что братчики заявили, что это дорого.
Епископ Митрофан. Мы привыкли иметь икону в 5 коп. А вот в старину иконы считали великим приобретением, их передавали из поколения в поколение и не жалели денег для них, это благочестивое отношение к святым иконам должны сохранить и мы. Иконы на жестинах и штампованные я считаю неприемлемыми для церковного употребления. Старайтесь, братцы, приобретать иконы, написанные масляными красками. О[тец] заведующий утварной лавкой при продаже икон не будет смотреть на это с точки зрения только барыша. Для церквей мы постараемся изготовить иконы до 15 рублей, а для домашнего употребления и дешевле.
Далее епископ Митрофан говорит относительно празднования памяти мученика Гавриила: «Мне хотелось бы, говорит Владыка, чтобы этот праздник был общераспространенным. При объезде епархии странным мне показалось, что в день празднования памяти отрока Гавриила, 20 апреля, даже в Слуцком уезде народ был занят сельскими работами. Этому надо положить конец. Надо непременно прославить того, кого Сам Господь прославил, а для этого необходимо принять особые меры: удешевить иконы его, просить о. архимандрита Слуцкого, чтобы они имелись при мощах; день 20 апреля выделить особо и к этому дню устроить паломничество в г. Слуцк к мощам отрока-мученика Гавриила.
Предложение Преосвященного Владыки единогласно принимается Съездом, при чем при обмене мнений выясняется, что крестный ход можно начать с трех станций – Барановичи, Замирья и Старых дорог, каковыми пунктами решено воспользоваться, смотря по разным обстоятельствам и преимущественно по состоянию дорог. Принять участие в этом паломничестве приглашаются и православные жители гор. Минска, на что также последовало общее согласие, а священнику Лавру Васюковичу поручается к будущему 20 апреля приобрести большую икону мученика Гавриила.
Преосвященный Митрофан. У нас есть чудотворный иконы Божией Матери. Много было у нас икон, а многие из них были унесены. Из оставшихся – самая древняя Минская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукою. Она существовала еще в дни равноапостольного князя Владимира в Десятинной церкви гор. Киева и чудесным образом оказалась в Минской епархии. Тяжелые исторические условия, в которых был наш край в течение нескольких столетий, жестокие преследования, которым подвергались православные со стороны католиков и униатов, в значительной степени вытравили из сознания местного православного населения память о местных святынях, и обязанность православного духовенства и православных братств не делать все от них зависящее, чтобы воскресить в сердцах православного народа эту память и ввести почитание местных святых и местных святынь. Останавливаясь на вопросе о том, почему одни святыни в нашем крае чтутся населением больше, а другие меньше, Владыка приходит к заключению, что те святыни чтутся больше, которые были в руках униатов. Когда здесь существовало крепостное право, когда над спиною, местного православного крестьянина стоял с «бичом» польский пан, православное население сгонялось туда, где полонизм и католицизм желали создавать центры своей польской религиозной жизни. Приученный силой ходить в те или другие места, наш православный крестьянин и в настоящее время тянется туда по инерции, хотя он теперь и свободен. При этом, что наименее чтутся те святыни, на которых лежит печать исконного православия, которые так или иначе носят на себе следы русского происхождения, которые свидетельствуют о русском историческом прошлом. Очевидно, поляки старались затереть эти следы и отвлечь внимание населения в другую сторону. Не странно ли, что такая древняя икона, как икона Минской Божией Матери, самая древняя икона не только в нашей епархии, но, пожалуй, и во всей России, мало почитается православным населением и день августа – день почти будничный. Наша обязанность, говорит Владыка, сделать общим почитание чудотворной иконы Минской Божией Матери, и я буду просить местную администрацию, чтобы день 13 августа, посвященный чествованию Минской Иконы Божией Матери, сделался праздником не только церковным, но и общенародным чтобы местное население приучилось чтить свои местные святыни с таким же усердием, с каким это почитание совершается в центре России, где праздник в честь местной иконы или в честь местного святого является большим праздником, в котором принимаете участие все население данной местности. Предлагаю устроить в этот день крестный ход хотя бы к главным храмам города Минска. Предложение Владыки принимается Съездом единогласно.
Приложение № 2
Рабочий список Собора на момент 2012 года
- Агафангел (Преображенский), свт., Митрополит Ярославский;
- Александр (Петровский), еп. Харьковский, сщмч.;
- Александр (Саульский), иерей, сщмч.;
- Алексий Могильницкий, протоиерей, сщмч.;
- Анатолий (Ботвинников), иеромонах, прмч.;
- Антоний Виленский, мч.;
- Афанасий Кислов, иерей, сщмч.;
- Афанасий игум. Брестский, прмч.;
- Борис Туровский, блгв. кн.;
- Валентина Сулковская, Минская, блаж.;
- Владимир Еленевский, исп. Витебский;
- Гавриил Белостокский, млд. мч.;
- Гавриил, (Городков) архиеп. Рязанский, свт.;
- Галактион (Урбанович-Новиков), иеромонах, прмч.;
- Геннадий Могилевский, прп.;
- Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский, свт.;
- Гермоген (Долганов), еп. Тобольский, сщмч.;
- Димитрий Власенков, муч.;
- Дионисий, еп. Полоцкий, свт.;
- Евпраксия Псковская, блгв. кн.;
- Евфросиния, игум. Полоцкая, прп.;
- Евстафий Виленский, мч.;
- Елисей Лавришевский, прп.;
- Иоанн Виленский, мч.,
- Иоанн Гашкевич, Кормянский, прав.;
- Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский, сщмч.;
- Иоанн (Пашин), еп. Рыльский, сщмч.;
- Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский, сщмч.;
- Иона (Лазарев), еп. Невельский, сщмч.;
- Иосиф Сченснович, диакон, сщмч.;
- Иулиания, кн. Ольшанская, прав.;
- КиприанКлимуц, иерей, сщмч.;
- Кирилл, еп. Туровский, свт.;
- Константин Жданов, пресвитер Шарковщинский, сщмч.;
- Лаврентий, еп. Туровский, свт.;
- Леонтий (Карпович), архим. Виленский, прп.;
- Макарий, игум. Пинский, прмч.;
- Макарий, митр. Киевский, сщмч.;
- Манефа (Скопичева) Гомельская, преп.;
- Мартин Туровский, прп.;.
- Мелетий (Леонтович), свт., архиеп. Харьковский;
- Мина, еп. Полоцкий, свт.;
- Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский, сщмч.;
- Никифор (Парасхес-Кантакузен), архид., сщмч.;
- Николай Гаварин, пресвитер, сщмч.;
- Николай Околович, пресвит.;
- Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский, сщмч.;
- Петр (Полянский), свт., митрополит Крутицкий, сщмч.;
- Ростислав Смоленский, блгв. кн.;
- Симеон, еп. Полоцкий, свт.;
- София, кн. Слуцкая, прав.;
- Тихон (Беллавин), свт., Патриарх Московский и всея России;
- Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский, сщмч.;
- Феодор, кн. Острожский, прп.;
- Харитина, кн. Литовская, прп.;
- Ярослав Савицкий, прот., сщмч.;
Новомученики Минской епархии
- Александр Шалай, прот., сщмч.;
- Валериан Новицкий, свящ., сщмч.;
- Владимир Зубкович, прот., сщмч.;
- Владимир Измайлов, прот., сщмч.;
- Владимир Пастернацкий, прот., сщмч.;
- Владимир Талюш, свящ., сщмч.;
- Владимир Хираско, прот., свщисп.
- Владимир Хрищанович, свящ., сщмч.;
- Димитрий Павский, прот., сщмч;
- Димитрий Плышевский, свящ., сщмч.;
- Иоанн Вечерко, свящ., сщмч.;
- Иоанн Воронец, прот., сщмч.;
- Иоанн Панкратович, свящ., сщмч.;
- Леонид Бирюкович, прот., сщмч.;
- Матфей Крицук, прот., сщмч.;
- Михаил Новицкий. прот., свщисп.;
- Михаил Плышевский, прот., сщмч.;
- Николай Васюкович, диакон, сщмч.
- Николай Мацкевич, свящ., сщмч.;
- Петр Грудинский, свящ., сщмч.;
- Порфирий Рубанович, прот., сщмч.;
- Серафим (Шахмуть), архим. Жировицкий, прмч.;
- Сергий Родаковский, прот., сщмч.;
Приложение № 3
Святые, канонизованные за пределами Белорусского Экзархата и впоследствии включеные в Собор:
2002 г.:
- Священномученик Макарий, Митрополит Киевский
Вся жизнь и святителя проходила на исторических землях Беларуси. К тому же и кончина святого произошла на Белорусской земле в 30 км. от г. Мозыря;
- Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский.
Беларуси владыка Митрофан отдал 14 лет своего архипастырского служения (5 лет в сане архимандрита и 9 епископа). Расстрелян в Астрахани;
- Святитель Гавриил, архиепископ Рязанский.
С 26 августа 1831 г. управлял Могилевской епархией, с 1 января 1834г. – в сане архиепископа. Трудами владыки Гавриила в 1832 году православным был передан Полоцкий монастырь. Святитель разработал положение о доме призрения для вдов и сирот духовного звания (открыт в 1838 году близ Могилева). За годы его управления 59785 человек вернулись в лоно Православной Церкви;
- Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский.
С 1908 года ректор Литовской ДС в Вильне и настоятель Виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря. 23 февраля 1912 г. было высочайше утверждено назначение Иоанна епископом Слуцким, викарием Минской епархии. Иоанн пребывал в Минске, являлся настоятелем минского Свято-Духова монастыря и председателем училищного совета Минской епархии. 1 июня 1912 г. в связи с кончиной Минского и Туровского архиепископа Михаила (Темнорусова) был назначен временно управляющим Минской епархией (до 1 ноября того же года);
- Святой благоверный князь Борис Туровский.
Благоверный князь Борис был сыном Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха, младшим братом благоверного и Христолюбивого святого Андрея Боголюбского. Став Киевским князем, отец передал Борису города Туров и Пинск, которыми благоверный князь владел около 2-х лет. В 2002 г. постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 31 января 2002 г. (журнал № 65) благоверный князь Борис Туровский был включен в Собор Белорусских святых.4 апреля 2011г. постановлением Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 130 от 4 апреля 2011 г.), утвержденным Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом от 19.02.2011г., благоверному князю Борису Туровскому был установлен особый день празднования – в день его блаженной кончины – 4/17 мая;
- Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская.
В агиографической литературе XIX- начала XX века Евпраксию называли теткой благоверного князя Довмонта и дочерью полоцкого князя Рогволода Борисовича. Факт этот сегодня оспаривается.
- Преподобный Геннадий Могилевский.
Уроженец Могилева. Родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского). В ранней молодости оставил родительский дом и пришел в Московское государство.;
- Преподобный Феодор Острожский.
Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается около 1386 года, когда польский король Ягелло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. Таким образом можно утверждать, что жизнь преподобного Феодора была связана с историческими землями Беларуси.
- Преподобная Харитина, княжна Литовская.
На её надгробии имелась надпись «княжна Литовская».
Вышеперечисленные святые включены в Собор Белорусских святых на основании постановления Синода Белорусского Экзархата от 31 января 2002г. (журнал № 65).
2006 г.
- Священномученик Иоанн Пашин, епископ Рыльский.
С 1923 по 1926гг. – епископ Мозырский и Туровский. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших. Основные этапы жизни и деятельности священномученика прошли на территории Беларуси. В Собор Белорусских святых включен решением Синода Белорусского Экзархата от 6 февраля 2006 г. (журнал № 95).
2009 г.:
- Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси.
В 1914-1917гг. управлял Виленской епархией, в состав которой частично входила территория нынешних Новогрудской, Гродненской и Полоцкой епархий. Память 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября, 5/18 ноября.
- Святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский.
В 1910-1917гг. управлял Виленской епархией. Память 3/16 октября.
- Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий.
Подвизался в 1896-1906 гг. в должности смотрителя Жировичского духовного училища Слонимского уезда (Новогрудская епархия). Расстрелян в 1937 году. Память 27 сентября/10 октября.
- Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский.
В 1899-1902 гг. епископ Полоцкий и Витебский. Память 27 декабря/9 января.
- Священномученик Александр (Петровский), епископ Харьковский.
В 1906-1910 гг. был казначеем Свято-Успенского Жировичского монастыря. Арестован в 1938 г. Скончался в 1940 г. в тюремной больнице. Память 11/24 мая.
- Священномученик Гермоген (Долганов), епископ Тобольский.
В 1912-1915 гг. находился в ссылке в Свято-Успенском Жировичском монастыре. Замучен большевиками в 1918 г. Память 16/29 июня.
- Священномученик Иона (Лазарев), епископ.
В 1900 г. казначей и ризничий Полоцкого архиерейского дома. В 1926 г. был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии. По независимым от него обстоятельствам не смог приступить к обязанностям. С 1926 по 1937 гг. находился на покое. Расстрелян в 1937 г. Память 8/21 октября.
- Священномученик Ярослав Савицкий, протоиерей.
В 1905-1911 гг. настоятель храма Архангела Михаила с. Переволока Слонимского уезда (Новогрудская епархия). Расстрелян в 1937 г. Память 25 ноября/8 декабря.
- Священномученик Александр Саульский, иерей.
После окончания Могилевской духовной семинарии служил на приходах Могилевской епархии, в частности, в с. Мхиничи Чериковского уезда. После революции служил в г.Тихвин Новгородской епархии. В 1935 г был арестован и заключен на 5 лет в Дальлаг НКВД. В 1938г. расстрелян. Память 19 мая/1 июня.
- Священномученик Афанасий Кислов, иерей.
В 1910-1929 гг. служил на приходах нынешней Витебской епархии: в 1910-1916 гг. диакон в церкви с. Сиротино Витебского уезда; в 1918-1924 гг. диакон в церкви с. Хвошно Городокского уезда. Расстрелян в 1937 г. Память 10/23 августа.
- Священномученик Иосиф Сченснович, диакон.
Родился в 1886 г. в местечке Жировичи Слонимского уезда (Новогрудская епархия). Там же проживал до 1901г. Окончил Жировичское Духовное училище. Расстрелян в 1937г. Память 9/22 ноября.
- Преподобномученик Анатолий (Ботвинников), иеромонах.
Уроженец с. Копани Могилевской губернии (ныне Чаусский район). В 15-летнем возрасте с родителями переселился в Сибирь. Был послушником Николо-Теребинского монастыря Тверской епархии, где принял постриг и рукоположение в священный сан. После закрытия обители служил на приходах Тверской (Калининской) епархии. В 1937 г. по ложному обвинению был арестован за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность». Виновным себя не признал. Расстрелян 13 ноября 1937г. Память 31 октября/13 ноября.
- Преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков), иеромонах.
Родился в 1870 г. в д. Пудино Лидского уезда (Новогрудская епархия). Расстрелян в 1937г. Память 7/20 декабря.
- Мученик Димитрий Власенков.
Родился в 1880г. в с. Росасно Дубровенского уезда (Витебская епархия). В начале ХХ столетия был псаломщиком, а в 1931-1934гг. членом церковного совета в с. Росасно Дубровенского уезда. Арестован в 1937г. Умер в 1942 г. в Карлаге НКВД. Память 22 апреля/5 мая.
Указанные святые включены в Собор Белорусских святых согласно резолюции Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 13 марта 2010г. на постановление Синода Белорусского Экзархата (журнал № 115 от 15 декабря 2009г.).
2012 г.:
- Святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (1784-1940гг.), ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Кутеинского Богоявленского монастыря (1821-1823гг.).
- Священномученик Николай Гаварин, пресвитер (1870-1938), клирик Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно и законоучитель частной женской 7-классной гимназии г. Гродно (1906-1915гг.).
Включены в Собор Белорусских святых постановлением Святого Синода Белорусского Экзархата от 12 января 2012 г. (журнал № 12).
Church.by