Празднование
Время накануне Рождества, сочельник, называется так от особого постного блюда из пшеницы и меда — сочива, которое положено было есть ближе к вечеру, после окончания первой части богослужений. Отсюда возникла традиция не есть ничего в сочельник до первой звезды. Сочиво, по сути дела, представляло собой размоченные зерна пшеницы с медом и орехами, которые давали достаточно сил для перенесения «бденных трудов», то есть особенно интенсивного участия в вечерних и ночных богослужениях праздника. Однако название «сочельник» не является церковным названием этого дня: Церковь называет его навечерием Рождества, и службы в этот день самые красивые и торжественные.
Первое богослужение называется Великие, или Царские, часы, в византийской традиции на них присутствовал император; они совершаются в сочельник утром. На Великих часах несколько раз звучит тропарь «Написовашеся иногда со старцем Иосифом», в котором напоминается, почему Иосиф и Мария оказались в вертепе в городе Вифлееме и для чего Христос родился как человек:
«Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог прекрасный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ».
Русский перевод о. Амвросия (Тимрота)
На последнем, девятом, часе, солист исполняет прекрасную стихиру «Днесь Христос раждается от Девы», полную характерных для византийской гимнографии парадоксальных образов: нам предлагается задуматься, как «пеленами, словно смертный, повивается Бог, неосязаемый по Своему естеству» и «молоком от сосцов питается Тот, Кто в пустыне дождем пролил народу манну». Стихира завершается троекратным восклицанием «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе!».
Ближе к середине дня — по уставу ближе к вечеру — совершается праздничная вечерня, с которой соединяется литургия Василия Великого. В первой части вечерни звучат торжественные стихиры праздника, одна из которых включает весь мир в благодарственное торжество праздника:
«Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы — песнь, небеса — звезду, волхвы — дары, пастухи — удивление, земля — пещеру, пустыня — ясли, мы же — Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас!»
Русский перевод о. Амвросия (Тимрота)
Это поэтическое описание универсальности Рождества Христова вдохновило безымянного русского иконописца XVI века на создание иконы «Собор Богородицы», размещенной в Благовещенском соборе Кремля. На иконе присутствуют даже земля, предлагающая пещеру, и пустыня, протягивающая ясли.
Другая стихира, написанная византийской поэтессой, инокиней Кассией, помещает события Рождества в исторический контекст — она напоминает об устроенной римскими властями переписи, во время которой и родился Христос:
«Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали. Переписаны были народы по указу Кесаря, записались и мы, верные, во имя Божества — Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!»
Русский перевод о. Амвросия (Тимрота)
Вечерня Рождества включает в себя также чтение восьми паримий — отрывков из Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества о пришествии Мессии или описания событий, считающихся прообразом Воплощения Христова. Первая паримия — это начало Ветхого Завета, отрывок из книги Бытия, повествующий о создании мира. А седьмая паримия содержит знаменитое пророчество Исаии о Младенце:
«Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века».
(Ис. 9:6–7)
Последняя, восьмая, паримия, тоже взятая из пророчества Исаии, заканчивается победным восклицанием «С нами Бог!». Чтение паримий перемежается с пением стихов, которые сопровождают возглашаемые чтецом отрывки из псалмов. Всё вместе — паримии, отрывки из псалмов и сопровождающие их стихи, исполняемые обычно громко и торжественно — представляет слушателям историю спасения людей, которое проходит сквозь всю историю человечества и завершается в момент воплощения Мессии. После чтения паримий богослужение вечерни плавно переходит в литургию. В этот день она совершается по чину Василия Великого (эта литургия совершается всего 10 раз в году). В самом конце этой службы на середину храма под пение тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» («Рождество Твое, Христе Боже наш, осияло мир светом знания») выносят зажженную свечу — праздник пришел!
Вторая часть богослужений Рождества по традиции совершается ночью и заканчивается после полуночи. Ночная служба начинается с великого повечерия, которое обычно читается и поется в полумраке, при свете лампад и свечей, которые напоминают о звездах, сиявших на ночном небе над Вифлеемом. Первое праздничное песнопение этой службы — победное «С нами Бог!», составленное из пророчества Исаии, за ним следуют чтения из псалмов и пение древнего кондака Рождества Христова «Дева днесь». Это песнопение принадлежит перу византийского гимнографа VI века Романа Сладкопевца.
Затем зажигаются светильники и свечи, духовенство под пение праздничных стихир выходит на середину храма. Дальнейший ход рождественского богослужения в целом не отличается от любой другой праздничной службы. Но особая атмосфера этого праздника, конечно, чувствуется во всех песнопениях и чтениях, а музыкальное богатство различных распевов и произведений церковных композиторов ее усиливает. Долгий период подготовки — как телесной, посредством поста, так и духовной, благодаря участию в богослужениях, — подошел к концу. Во всех православных храмах звучат ликующие слова ангельского хора «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». В течение следующих двух недель, так называемых Святок, Церковь празднует Рождество и готовится к следующему празднику — Богоявления (Крещения).
culture.ru