Можно ли, Ваше Высокопреосвященство, сказать, что большинство наших бед от того и происходит, что люди забыли Бога, забыли Церковь, забыли о душе своей?
— Это, по-моему, теперь уже аксиома; это уже всем ясно стало. Об этом откровенно говорят наши писатели, которые долгие годы боролись за правду жизни, наши исследователи точных наук, наша интеллигенция, служители искусства. Они носили в себе идею Бога! Кто защитил, например, наш гомельский Петропавловский собор? Светская интеллигенция. Мы же — были бессильны.
Действительно, были забыты заповеди Божии, классические заповеди Ветхого и Нового Заветов. Жили, да и сейчас ещё живём по закону естества и только естества.
— В чью же пользу сегодня соотношение добра и зла?
— Знаете, как повествуют об этом ветхозаветные источники? Спрашивают пророка: как Господь отнесётся к тому городу, в котором только тысяча, сто или вообще десять праведников, а остальные — грешники? Ответ прост: даже ради одного праведника Господь оставляет жить город, а образно говоря — человечество. И мы не погибли потому, что за нас боролись наши праведники, наши отцы, которые легли в землю, начиная с семнадцатого — восемнадцатого года и кончая последним концлагерем, который прекратил существование уже в наше время.
Гибли действительно праведники. Скажем, ныне у всех на устах имя профессора-священника Павла Флоренского, нашего великого богослова, который впитал в себя многие из знаний, доступных человечеству. Будучи в заключении, в ссылке, он работал, работал и работал и был представлен в первом списке лауреатов Государственной премии. Всё-таки добро несравнимо со злом, и какие-то проценты, какие-то численные понятия тут не работают. Важно другое: несмотря ни на что, мы должны трудиться в поте лица, должны сеять разумное, доброе, вечное.
Comments are closed.