Многим христианам приходиться терпеть невзгоды, пребывать в нуждах и немощах. У большинства истинных христиан не бывает больших излишков материальных благ, они неприемлемы для них. Господь показывает нам, как, поддавшись искушениям, богач не замечает рядом с собой Лазаря, который страдает в нищете (см. Лк.16.19-21). Богатство может представлять опасность для людей, для спасения их душ, ибо «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19.23).
Сейчас модной стала формула: «время-деньги». Она в достаточной мере вскрывает греховность тех, кто ее принимает, так как деньги – всегда лишь средство, но не ценность и цель. Тот, кто придает деньгам исключительное значение, отрицает в жизни настоящие цели и ценности. Господь предупреждает: не можете служить Богу и мамоне (Мф.6.24). Апостол Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим. 6.8-9). Об этом же писал и святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если обогатить нищих, то многие из них забудут Бога и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные. Оно делает грубым и неблагодарным сердце». Именно поэтому Господь чаще всего ведет христианина по жизни тем путем, который характеризуется следующими словами из книги Притчей Соломоновых: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя… и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». (Пр.30.8-9), Одновременно Своим избранникам Господь иногда попускает испытать и настоящую нищету, чтобы затем больше наградить их за подвиг терпения.
Вместе со всем человеческим родом христианин подвластен немощам и болезням. По существу, несчастьем для человека является не болезнь тела, а ее первопричина – болезнь души. «Все наши болезни суть наказания Божия за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его». – отмечает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Для излечения болезни прежде всего необходимо покаяние. Перед тем как исцелить расслабленного, Господь простил ему грехи (см. Мк.2. 3-12). Когда же Он исцелил у овечьей купели болевшего в течение 38 лет, то сказал ему: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин.5.14). В болезнях нам необходимо надеяться не только на помощь земных докторов, но на милость Божию и для этого – искренне каяться в своих грехах, искать спасения в таинствах исповеди, причастия и елеосвящения (соборования). Будем помнить: врач лечит, а Бог исцеляет.
Господь посылает нам и продолжительные предсмертные болезни. Это – последнее средство для спасения души. Он хочет, чтобы в это время душа задумалась над своею жизнью, осознала ее нечистоту, ужаснулась бы своему недостоинству, вспомнила о Боге и с надеждой на Его милость покаянно устремила бы к Нему свое сердце.
И наоборот, внезапная смерть без болезни, без возможности приготовления к ней считается неблагоприятным признаком. Верующие должны заранее духовно готовить себя к неизбежности завершения своей земной жизни. Потому-то Церковь и молится о даровании нам «христианской кончины живота нашего», т.е. о возможности подготовки к смерти, покаяния и причастия перед ней.
Между тем часто наблюдается обратное. «…В большинстве подобных случаев всячески стараются как бы разуверить больного в грозящей ему опасности, хотя нередко и сами осознают, что больной безнадежен. Понятно, что такое лицемерие у постели болящего, как и чем ни оправдывай его, кроме нравственного вреда, ничего не может ему принести, а нередко и самих, так неуместно лицемерящих, в случае неожиданно ускорившейся смерти больного, без должного христианского напутствия, подвергает тягчайшей скорби». Так справедливо писал святитель Феофан Затворник.
Когда желают облегчить предсмертные страдания больного – больше за него молятся. И что бы мы ни просили в молитвах, надо завершать свою просьбу так, как сделал это в Гефсиманском саду Христос, зная о своей близкой смерти на кресте: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Мф.26.39).
Здесь может возникнуть вопрос: лишения, страдания, сама смерть – не слишком ли дорогая «плата за вход» в Царство Небесное? Однако награда удостоенных Небесного Царства превышает всякое воображение. Об этом пишет апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2.9).