15 сентября 2020 года митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, возглавил в Минском епархиальном управлении совещание, посвященное завершению работ по воссозданию Туровского креста.
В 1962 году во время раскопок туровского городища на слое XII-XIII веков археолог Петр Лысенко (1931 — 23.03.2020) обнаружил четыре свинцовых изображения Пресвятой Богородицы и трех святых. Ученый предположил, что изображения имели отношение к воздвизальному (напрестольному) кресту туровского кафедрального собора, разрушенного землетрясением в первой половине XIII столетия. Свинец, из которого изготовлены найденные предметы, указывает на то, что они были частью процесса создания оригинальных изображений из драгоценного металла.
Воздвизальный крест был главной святыней Туровской епархии. Он хранился на престоле кафедрального собора, был центром богослужебных действий во время Страстного четверга и Воздвижения Животворящего Креста Господня, выносился на поклонение в великие христианские праздники или дни, значимые для города и княжества.
Находка Петра Лысенко стала импульсом для реконструкции Туровского креста с учетом имеющихся научных сведений о воздвизальных крестах византийских и древнерусских храмов. Напомним, что к числу этих святынь относится и духовный символ Беларуси — крест преподобной Евфросинии Полоцкой.
В 2018 году Белорусской Православной Церковью был объявлен конкурс эскизных проектов воссоздания воздвизального креста Туровской епархии рубежа XII-XIII веков. В конкурсе участвовали девять ювелиров и художников. Жюри присудило победу эскизному проекту Елены Андрющенко.
Концепция Туровского креста была подготовлена Марией Нецветаевой, председателем Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В августе 2019 года концепцию одобрил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, а осенью при содействии ОАО «Банк развития Республики Беларусь» начались работы по изготовлению креста в размере в материале. По средневековым технологиям были изготовлены два идентичных креста — для Туровской епархии и для Национальной академии наук Беларуси.
В обсуждении финального этапа работ приняли участие: митрополит Вениамин, епископ Туровский и Мозырский Леонид, секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, настоятель столичного Храма-памятника в честь Всех святых протоиерей Феодор Повный, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Николай Коржич; делегация ОАО «Банк развития Республики Беларусь» во главе с председателем правления Андреем Жишкевичем; академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси Александр Коваленя, директор Института истории НАН Беларуси Вячеслав Данилович; старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Наталья Дубицкая, вдова Петра Лысенко, и их сын Федор Лысенко; ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна, доцент Белорусской государственной академии искусств Иван Конан; ювелир Олег Ермолович, изготовитель Туровского креста; художник Елена Андрющенко, автор эскизного проекта Туровского креста; куратор проекта — председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству Мария Нецветаева.