Новости

Похвала Божией Матери

Похвала Божией Матери

Рассказать новость близким:

Протоиерей Павел Боянков

О Почитании Божией Матери

С апостольских времен и до наших дней православные христиане воздают хвалу Той, Которая родила Господа нашего Иисуса Христа, воспитывала и оберегала Его в детстве. У апостола и евангелиста Матфея читаем: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречет имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1. 22-23).

    Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Святой Дух, вселился в Нее Бог Сын, Который, даже вися на кресте, заботился о Ней, то не должен ли поклоняться Ей всякий, исповедующий Святую Троицу? И если Ее назвал Благодатной и Благословенной Архангел Гавриил (см. Лк. 1.28), то не должны ли и мы подражать ему в этом прославлении Божией Матери? Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом так: «Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком».

    Первой прославила Ее святая праведная Елисавета, родственница Девы Марии, исполнившись Святого Духа (Лк. 1.41-45). А Сама Пресвятая Дева о Своем прославлении пророчески сказала: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1.48). Эти слова исполнились и продолжают исполняться ныне. И в нескончаемом прославлении Божией Матери нельзя не выделить вдохновенных слов святителя Григория Паламы: «Дева-Матерь является как бы единственной границей между тварным (человеческим) и несотворенным Божеским естеством. И все, видящие Бога, познают и Ее – как место Невместимого. И все, восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога.
Она – причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих и Ходатаица вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего».

Как должно молиться Богородице? На это отвечает преподобный Никодим Святогорец: «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и  помощь нам».

Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас!

Рождество Пресвятой Богородицы

   Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью 21 сентября как день всемирной радости. Это событие произошло в Галилейском городе Назарете. Родителями Девы Марии были праведные: Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, т. к. святая Анна была неплодна. Бесчадие считалось тогда наказанием за грехи, поэтому Иоаким и Анна терпели несправедливые упреки и поношения от своих соотечественников. Однако они не теряли надежды на милость Божию и дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия. Тогда в глубоком горе святой Иоаким ушел в пустыню, где со слезами молился Богу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав о происшедшем, также много и усердно молилась. Господь исполнил их прошение, когда супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа нашего Иисуса Христа. И вот Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом и у них родится Преблагословенная дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Рождество Богородицы приблизило на земле наступление благодатного Царства Небесного, царства истины и бессмертной жизни.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабряПравославная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию событие это совершилось следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молились о разрешении неплодства и дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Молитвы их были услышаны Господом, и у них родилась дочь.

  Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить обещание. Собрав родственников и знакомых, с пением молитв и с зажженными свечами в руках они привели Ее, одетую в лучшие одежды, в Иерусалимский храм. Там встретил Деву Марию первосвященник со множеством духовенства. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы взойти по этой лестнице без посторонней помощи, но когда ее поставили на первую ступень, она быстро поднялась на верхнюю, укрепляемая силой Божией. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву во Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвой. Все присутствующие много дивились необыкновенному событию.

  Праведные Иоаким и Анна, вручив дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо окружена глубокой тайной, однако церковное предание сохранило сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание этого события Церковь с древних времен установила торжественное празднество.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения (7 апреля) отмечается ровно за 9 месяцев перед Рождеством Христовым. Посланный от Бога в город Назарет Архангел Гавриил явился в дом праведного Иосифа к Деве Марии и обратился к Ней со следующими словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». От этих слов Мария смутилась и подумала: «Что значит это приветствие?» Ангел же продолжал говорить: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Гавриил же ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и родственница Твоя (по преданию — двоюродная сестра) Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына (Иоанна Предтечу); ибо у Бога не остается бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Предки наши считали этот день началом весны. Согласно народным поверьям, на Благовещение даже «и птица гнезда не вьет», чествуя великий праздник.

Встреча Божией Матери с праведной Елисаветой

Об этом событии повествует апостол и евангелист Лука (См. Лк. 1. 39-56). Вскоре, после Благовещения, Пресвятая Дева направилась в нагорную страну, в город Хеврон, вошла в дом священника Захарии и приветствовала его жену – Елисавету.

Как только Елисавета услышала эти слова, взыгрался младенец в ее чреве, она исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом: «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо как скоро дошел голос приветствия Твоего до ушей моих, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

И сказала Мария: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Около трех месяцев пробыла Пресвятая Дева у Елисаветы и возвратилась в дом свой.

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Празднование Рождества Христова (7 января) было введено в IV веке и отличается большой торжественностью. К его достойной встрече православные верующие приготавливаются сорокадневным постом (28 ноября — 6 января). Канун праздника, именуемый сочельником, проводится в особо строгом посте, пищу начинают вкушать вечером, с появлением на небе первой звезды.

Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в правление римского императора Октавиана Августа, по повелению которого проводилась тогда во всей империи всенародная перепись. Находившаяся под управлением царя Ирода Палестина также подчинялась Риму, поэтому все ее жители, согласно своим обычаям, должны были отправиться в определенные каждому колену, племени и роду праотеческие места, чтобы внести свои имена в списки римских подданных. Происходившие из рода царя Давида Дева Мария и праведный Иосиф-обручник пошли для этого из Назарета в город Давида Вифлеем. Из-за своей бедности и большого стечения народа они не смогли найти места в гостинице и вынуждены были разместиться в известковой пещере, в которую обычно ненастной погодой загоняли скот. В такой обстановке, лишенной не только земного величия, но и даже простых удобств, в полночь по субботе (как свидетельствует церковное предание) Пресвятая Дева безболезненно родила Богомладенца. Сама спеленала Его, положила в ясли, служившие для корма скота. Первыми узнали о рождении Спасителя вифлеемские пастухи, бывшие на ночной страже своего стада. Вдруг предстал перед ними ангел Божий и свет Господень осиял их, они же испугались. Но ангел сказал им; «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Христос Господень. И вот вам знак, по которому вы узнаете Его: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Едва только ангел сказал это пастухам, как внезапно явилось с ними множество воинства небесного, которое пело; «Слава в вышних (на небесах) Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Поспешив, пришли они в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонившись Младенцу, пастухи рассказали, что было возвещено им о Нем. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого пастухи возвратились к своим стадам, хваля и благодаря Бога за увиденное и услышанное. Согласно закону, в восьмой день после рождения Младенца Матерь Его с Иосифом дали Ему имя Иисус, как было указано Господом через ангела. Вслед за этим пришли с востока в Иерусалим волхвы-звездочеты и стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Когда услышал об этом царь Ирод, то сильно встревожился, ибо думал, что новорожденный Царь отнимет у него престол. Он собрал первосвященников, ученых-книжников и спросил: «Где надлежит родиться Христу?» Те ему ответили: «В Вифлееме, как предсказано пророком Михеем». Тогда Ирод, призвав волхвов, выведал у них время появления звезды и сказал им: «Пойдите, разведайте о Младенце, а когда найдете, то известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Сам же задумал погубить Иисуса. Волхвы, отправились в Вифлеем за звездой, которая привела их к месту, где был Младенец. Они вошли в дом, увидели Младенца Иисуса с Матерью Его, поклонились и поднесли Ему символические дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как приговоренному к смерти. Получив затем во сне откровение от Бога не возвращаться к Ироду, волхвы ушли в свою страну другим путем. По преданию волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар и были они представителями трех рас рода человеческого (потомками Сима, Хама и Иафета). Впоследствии они приняли христианство и были причислены к лику святых.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

В праздник Сретения (15 февраля) Церковь воспоминает событие земной жизни Спасителя, явившееся звеном, соединившим пришедший к концу Ветхий Завет с имевшимся открыться Новым Заветом.  В законе Моисеевом предписывалось посвящать Богу всякого первенца мужского пола. Поэтому через 40 дней после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где Матерь Божия с Иосифом принесли благодарственную и очистительную жертву двух голубей. И хотя Пресвятая Дева, родившая Младенца от Духа Святого, не имела нужды в очищении, однако по глубокому смирению Она выполнила предписание закона.

     В это время в Иерусалиме жил праведный старец по имени Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя. Как сообщают древние источники, задолго до Рождества Христова египетский царь Птоломей II Филадельф пожелал пополнить знаменитую александрийскую библиотеку текстами Ветхого Завета. Для перевода их на греческий язык с древнееврейского он пригласил из Иерусалима 72 ученых-книжника. Среди них был и праведный Симеон, которому пришлось переводить книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис.7.14) он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился ангел и удержал его руку со словами: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой Пренепорочной Девы».  С того дня праведный Симеон и стал ожидать пришествия Христа.

     И вот в тот самый день, когда Пречистая Дева Мария и Иосиф должны были совершать положенный обряд, праведный Симеон по внушению Духа Святого пришел в Иерусалимский храм и встретил («сретение» по-славянски значит встреча) их на пороге. Взяв Богомладенца на руки (за что и получил прозвание Богоприимца), старец Симеон произнес пророческие слова: «Ныне отпускаешь (т. е. из этой жизни) раба Твоего Владыко по Слову Твоему с миром (т. е. с радостным духом), ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет и просвещение язычников, и славу народа Твоего Израиля».

     Пресвятой же Деве праведный Симеон сказал о Младенце: «Вот из-за Него будут спорить в народе, одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу». Это значило, что Божия Матерь будет переживать великое горе за Своего Сына, когда Он будет страдать.

     Здесь же в храме, находилась благочестивая вдова Анна-пророчица, 84 лет, служащая Богу постом и молитвою день и ночь. Она также узнала Спасителя и, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа. Так последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна-пророчица удостоились встречи в храме Богомладенца Иисуса – Носителя Нового Завета.

Бегство святого семейства в Египет

     Когда Иосиф и Пресвятая Богородица совершили в Иерусалимском храме все, положенное по закону, тогда ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, потому что Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

    Иосиф с Девой Марией и Богомладенцем немедленно пошли в Назарет, где устроив дела по дому и взяв все необходимое для дальнего путешествия, ночью, чтобы не увидели соседи, отправились в Египет. Это произошло во исполнении пророчества Осии: «Из Египта возвал Я Сына Моего» (Ос. 11.1).

    Ирод, увидев, что волхвы не возвратились к нему, а ушли другой дорогой в свою землю, разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, в возрасте от двух лет и ниже, надеясь, что в числе их будет и Христос.

    Однако, спустя некоторое время, Ирод сам скончался в страшных муках. Тогда ангел вновь явился Иосифу во сне и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израильскую, потому что умерли искавшие души Младенца». Придя в землю Израильскую и услышав, что в Иудее царствует Архелай, сын Ирода, Иосиф побоялся идти туда. Получив от Бога откровение во сне, он пришел в Галилею и поселился в Назарете. «Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2. 23).

Двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме

        Об этом читаем в Евангелии от Луки: «Младенец … возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились, и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что ты сделал с нами? Вот, отец твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он же сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2. 40–52).

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

      Об этом событии повествует апостол и евангелист Иоанн Богослов: «…Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2. 1–11). Это Евангелие читается при совершении таинства Венчания.

Стояние Пресвятой Богородицы у креста Спасителя

     В Евангелии от Иоанна читаем: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоявшего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19. 25–27).

    В эти мгновения меч прошел душу Пресвятой Богородицы, как предрек Ей праведный Симеон. Она увидела в страшных муках Того, Кого родила, Кого любила и в Кого веровала. Господь смотрит на Нее, видит Ее мысли и чувства, и, указывая головою и взором на Иоанна поручает Ее попечению Своего любимого ученика.

      Таким образом, когда душа Спасителя всецело была занята завершающимся делом искупления человеческого рода, заботливая любовь к Матери не оставляла Его. Поэтому чего не может вымолить обращение Богоматери к Своему Божественному Сыну, когда мы прибегаем к Ней в молитвах и прошениях о ходатайстве за нас перед Господом?

  «Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойного одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь».

Воскресение Христово

Пасха. Этот «праздников праздник», является высочайшим, радостнейшим и торжественнейшим в ряду всех христианских праздников.

На третий день после страданий и смерти Иисус Христос силой Своего Божества ожил и воскрес из мертвых. Его человеческое тело чудесным образом преобразилось, и Он вышел из гроба, не повредив печатей и не отвалив камня. Произошло это ночью, по прошествии субботы. Вокруг разразилось великое землетрясение, с небес сошел ангел Господень и отвалил камень от двери гроба. Воины, стоявшие там на страже, в страхе разбежались. Тогда же на рассвете жены-мироносицы пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса приготовленными ароматами. У входа в гроб на отваленном камне сидел ангел, который и объявил им о воскресении Христа. В этот же день Иисус является Марии Магдалине, другим женам-мироносицам и апостолам. Но прежде всего, как свидетельствует церковное предание, Он обрадовал свою Пресвятую Матерь, возвестив Ей о Своем воскресении через ангела.

Воскресением Господа нашего Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, совершилась победа над грехом и его следствием — смертью. Именно поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи. Божественной славе Воскресшего Господа соответствует особенная торжественность богослужения. С древнейших, апостольских времен Церковь совершает пасхальное богослужение ночью.

Празднование Пасхи продолжается семь дней (Светлая седмица), в течение которых отменяется пост в среду и пятницу (обыкновенно постные дни). В конце Пасхальной Литургии происходит освящение артоса (греч. — хлеб). Это просфора больших размеров с изображением Христа или Воскресения Христова. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется после соответствующей молитвы и раздается верующим как великая святыня. Его употребляют вместе с крещенской водой люди, по каким-либо причинам лишенные возможности причащаться Святого Тела и Крови Христовых.

Воскресение Христово— вселенская победа над смертью совпадает по времени с началом весеннего расцвета природы после зимнего поста. Ведь и вся наша природа по-своему постится… На столе появляются красные пасхальные яйца.

Именно в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного Гроба и Воскресения Христова. С другой стороны, пасхальное яйцо своим красным цветом напоминает нам ту бесценную кровь Спасителя, которой исходатайствовано спасение наших душ.

Согласно церковному преданию, по вознесении Христа на небо святая Мария Магдалина пришла в Рим для проповеди и, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Впоследствии употребление крашеных яиц стало всеобщим христианским обычаем.

По постановлению 1 Вселенского Собора (325 г.) Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния (и всегда после иудейской пасхи, ибо во время иудейской пасхи Христос был еще жив). Разница во времени (иногда весьма значительная) в праздновании Пасхи между православными и инославными объясняется тем, что Православная Церковь придерживается в своем обиходе древнего Юлианского календаря (именно по этому календарю протекала земная жизнь Иисуса Христа), а западные христиане — Григорианского (по имени папы Григория XIII), введенного в XVI веке. Главным аргументом в пользу Юлианского календаря является ежегодное схождение благодатного огня на Гроб Господень — явное чудо, которое происходит при многотысячном стечении паломников в Великую Субботу (канун Пасхи) именно по Юлианскому календарю. Дается этот огонь только в руки православного иерусалимского патриарха.

Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господня отмечается в сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, в четверг шестой седмицы по Пасхе.

Возвратившись из Галилеи в Иерусалим, апостолы и ученики Христовы собрались в этот день в одном доме. Иисус Христос явился там, после некоторых поучений сообщил им о скором сошествии на них Святого Духа и направил на всемирную проповедь Евангелия. Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города на Елеонскую гору, благословил их и, отрываясь от земли, вознесся на небеса. Согласно церковному преданию, при вознесении Иисуса Христа присутствовала и Божия Матерь.

По словам святителя Тихона Задонского, «вознесся Христос на небо перед святыми учениками и всем верным своим указал путь туда. Вознесся Христос – Глава на небо, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане».

День Святой Троицы

По Вознесении Иисуса Христа, апостолы, возвратившись в Иерусалим, собрались в горнице и пребывали вместе с Богоматерью в молитве. И вот наступил десятый день после Вознесения и пятидесятый после Пасхи (отсюда еще одно название праздника – Пятидесятница). «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян.2.2-4).

Это событие, описанное в книге Деяний святых апостолов, было очевидным знаком того, что Бог дарует апостолам способность и силы для проповеди учения Христова всем народам. Со дня сошествия Святого Духа христианская вера начала быстро распространяться.  Разойдясь по разным странам, апостолы создавали там христианские общины, посвящали епископов, священников и диаконов.  Эта непрерывность апостольского рукоположения (она означает непрерывность передачи благодати Святого Духа) сохраняется Православной Церковью до сего времени. Этот праздничный день называется также Днем Святой Троицы, так как, начиная с него, миру открылось живоносное действие всей Пресвятой Троицы. После сошествия Святого Духа на апостолов учение Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в спасении человеческого рода достигло исключительной полноты и ясности. Люди начали поклоняться и прославлять Три Лица единого Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа. С древних времен верующими сохраняется благочестивый обычай украшать на праздник Троицы храмы и свои жилища ветвями молодых берез и цветами.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии

28 августа празднуется Успение Божией Матери и завершается Успенский пост. После Вознесения Иисуса Христа Божия Матерь еще несколько лет жила на земле. Апостол Иоанн Богослов по завещанию Христа принял Ее к себе в дом и заботился о Ней до самой Ее кончины. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, где бывал Спаситель, и молилась там. Однажды, когда Она молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня Ее земная жизнь закончится. Божия Матерь желала проститься с апостолами, которые в то время проповедовали о Спасителе в других странах. И вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенеся их Своею всемогущей силою. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь, Сам Господь, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Погребение Богородицы сопровождалось множеством чудес. По особенному божественному Промыслу апостол Фома прибыл в Иерусалим только через
три дня после погребения. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью. Апостолы, сжалившись над ним, решили отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать и ему возможность проститься с телом Божией Матери. Однако, открыв пещеру, они нашли там только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы стали молиться Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, после трапезы и молитв, они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Матерь Божию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом». В радости апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Так Господь наш Иисус Христос прославил свою Пресвятую Матерь.

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (14 октября) празднуется в честь чудесного явления Матери Божией, совершившегося в середине Х столетия во Влахернской церкви города Константинополя, где хранились риза Божией Матери, Ее головное покрывало и часть пояса. В воскресенье, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел Пречистую Деву, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых.  Преклонив колена, Богородица начала молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Закончив ее, Приснодева сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Преблагословенная Владычица наша просила у Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее всемилостивому заступлению. Этому празднику, особо чтимому на Руси, было посвящено множество храмов, наиболее знаменитыми из которых являются церковь Покрова на Нерли и собор Василия Блаженного в Москве.

«Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

О Богородичном правиле

Богородичным правилом принято называть чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

По преданию Сама Царица Небесная установила это правило в VIII веке и его исполняли когда-то все христиане, а потом постепенно забыли о нем. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле и, благословляя обходить по канавке вокруг Дивеевской обители, просил поломников прочитывать 150 раз «Богородице Дево, радуйся…». Своих духовных чад – дивеевских «сирот» — он также благословил исполнять это правило ежедневно.

Священномученик епископ Серафим (Звездинский), старец схиархимандрит Захария, схиигумен Савва (Остапенко) тоже исполняли Богородичное правило ежедневно и благословляли на это своих духовных чад.

Помянем добрым словом и покойного митрофорного протоиерея Владимира Зимницкого – долголетнего настоятеля Свято-Никольского храма (г. Логойск). Будучи одним из прилежных учеников и духовных чад схиигумена Саввы, он, более 35 лет назад, благословил на Богородичное правило и Вашего покорного слугу. Теперь пришло время передать эту благодатную эстафету новой молодой смене.

В жизни Божией Матери было пятнадцать главных событий (см. выше), поэтому и чтение правила разделено на 15 десятков.

На 1-м десятке вспоминается Рождество Богородицы. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена живых), умножь их веру и покаяние, а усопших (имена) со святыми упокой в вечной славе Твоей.

На 2-м десятке вспоминается Введение во храм Богородицы. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани, соедини или присоедини ко Святой Православной Церкви рабов Твоих (имена).

На 3-м десятке вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

На 4-м десятке вспоминается встреча Божией Матери с праведной Елисаветой. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).

На 5-м десятке вспоминается Рождество Христово. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй нам, во Христа крестившимся, во Христа облечься.

На 6-м десятке вспоминается Сретение Господне. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби нас при последнем издыхании причаститься Святых Тайн Христовых и Сама проведи души наши через страшные воздушные мытарства.

На 7-м десятке вспоминается бегство святого семейства в Египет. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи нас в искушение в сей жизни и избави нас от всяких напастей.

На 8-м десятке вспоминается исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу сего. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй нам непрестанную молитву Иисусову.

На 9-м десятке вспоминается чудо в Кане Галилейской. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги нам во всех делах наших и избави от всяких нужд и печалей.

На 10-м десятке вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, избави нас от уныния и укрепи наши силы душевные и телесные.

На 11-м десятке вспоминается Воскресение Христово. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси души наши и даруй постоянную готовность к подвигу.

На 12-м десятке вспоминается Вознесение Господне. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, избави нас от помышлений суетных и даруй ум и сердце, стремящиеся ко спасению души.

На 13-м десятке вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Молимся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

На 14-м десятке вспоминается Успение Пресвятой Богородицы. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй нам мирную и безмятежную кончину.

На 15-м десятке вспоминается слава Божией Матери после переселения Ее от земли на небо. Молимся: О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани нас от всякого зла и покрой честным Твоим омофором.

Пресвятая Богородице, помогай нам!