220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Распни Его! – Почему люди сначала приветствуют Христа, а потом требуют Его смерти

Ну вот и свершилось… Те самые люди, которые приветствовали Иисуса при входе в Иерусалим, через пять дней кричат уже «распни Его». Какая-то удивительная и ужасающая непоследовательность видится в столь резкой перемене отношения. Хотя, если подумать, то не столь уж и удивительно это все.

Люди чаще всего судят друг о друге по социальным маркерам — некоторой совокупности мнений о ком-либо. Так и жители Иерусалима — услышали об Учителе, способном воскрешать мертвых, решили, что это и есть Машиах, вышли встречать долгожданного Царя с веточками в руках. Потом увидели этого же Учителя избитым, связанным, осужденным на смерть — согласились и с этим маркером тоже. К слову говоря, думаю, далеко не все кричали “Распни”. Как в любой толпе, нашлось несколько горлопанов-клакеров. Остальные просто молча соглашались, как это и бывает обычно в подобных случаях.

Мнение толпы вообще переменчиво. А тут еще была ситуация острого национального и религиозного конфликта. Пять дней назад встречали не просто царя, а того, кто пришел воевать с существующей властью оккупантов и первосвященников-саддукеев, победить эту власть и воцариться над освобожденным народом. Люди поверили, что Он и есть — Мессия, надеялись на Его чудесную силу. А потом вдруг увидели, что никакой силы Он не проявил, напротив — дал Себя связать, избить, оплевать… Что они могли подумать о таком «царе»?

Есть еще одно недоумение, которое часто можно услышать в разговоре о тех трагических событиях: «ведь им же предложили Христа отпустить на праздник Того, Кто исцелял и воскрешал, а они почему-то предпочли разбойника Варавву. То есть не Того, Кто мог помочь людям, а того кто грабил. Где логика? Исцеляющий мог еще помочь им в будущем».

Между тем, логика тут была, но чтобы понять ее, нужно попытаться взглянуть на ситуацию не из сегодняшнего дня, а из той страшной пятницы, когда люди стояли перед помостом, на котором Пилат судил несостоявшегося царя иудейского. Наверное, они думали тогда нечто вроде: «А зачем отпускать того, кто не смог помочь даже себе? Что в нем проку? Наверное, все что о нем говорили — пустые слухи и ничего более. А вот Варавва не просто грабитель, он — борец с режимом, революционер, зилот. За свободу народную с оккупантами бьется, убивает их, жизни своей не щадит. О чем тут думать еще? Пусть отпустят нам Варавву!»

Вот так все и получилось. Просто и страшно. Ничего личного, одна лишь голая целесообразность. Там, где люди ожидали земного царя, подвиг Царя Небесного оказался никому не нужен. Впереди была мучительная казнь, смерть, схождение во ад. И целых две ночи до Воскресения, которое откроет этим несчастным, духовно-слепым людям путь возвращения к Богу. Тем самым людям, что пять дней назад встречали Иисуса с пальмовыми ветвями в руках. Тем самым людям, которые сегодня кричат «Распни Его!». Самым обычным людям. Всем нам.

Александр Ткаченко