220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Равноапостольный Константин и Первый вселенский собор

Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280–285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых).

В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.

После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям.

Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.

Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.

После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.

Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился ему и открыл, что через сие знамение тот сокрушит неприятеля. На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным, на щитах). И действительно, Промыслом Божьим армия Константина Великого одолела врага. С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.

Дальнейшая деятельность

Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.

Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.

По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.

Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.

Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора

Распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.

В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.

Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжённей, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.

На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.

Император Константин, получив весть о нарастании споров, сильно опечалился и счёл своим долгом вмешаться в ситуацию лично. Волнения в Церкви беспокоили его и как государя, и как сочувствующего христианству. И он послал в Александрию Осию Кордубского с увещевательным письмом. Однако данная мера не вразумила еретиков. В добавление к этим внутренним трудностям прибавились другие.

И тогда движимый желанием разрешить нарастающие в Церкви проблемы царь, по совету епископов, принял решение созвать Собор. Предстоятелям всех Церквей было предписано прибыть в Никею.

Таким образом, в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. Он объединил 318 архиереев. После продолжительных дискуссий Собор подтвердил единосущность Отца и Сына, сформулировал Символ веры (которой был дополнен и доработан на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о творении Сына Отцом.

Арий и епископы, отказавшиеся подписаться под соборным определением, были отправлены в ссылку.

Деятельность императора Константина после Вселенского Собора

Несмотря на принятые отцами Собора решения, арианские брожения не прекратились. Причем на почве этого учения определились различные направления ереси: радикальные и более умеренные.

В 328 году умер Александр Александрийский и Александрийскую кафедру занял Афанасий Великий. Верный сторонник чистоты Православных идей, человек святой жизни, он вел с арианством непримиримую борьбу. Не имея возможности остановить Афанасия с помощью догматических аргументов, поборники еретиков воспользовались старым проверенным средством и начали строить интриги. Святителя стали обвинять: то якобы, ворвавшись в храм, он опрокинул чашу со Святой Кровью; то будто бы отправил ящик с золотом некоему узурпатору Филумену.

В 332 году Афанасий был вызван к императору. Однако после беседы со святителем Константин отозвался о нём добрым словом.

В 335 году, связанным с приближением тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства над Гробом Господним базилики, император созывал епископов в Иерусалим. Однако перед этим им предстояло собраться в Тире на Собор. Царь желал, чтобы на этом Соборе установилось, наконец, умиротворение. Туда же, по внушению Константина, надлежало явиться и Афанасию Великому.

На этом Соборе против него было выдвинуто новое обвинение, несколько странное, будто бы он, убив епископа Арсения, оставил его руку для волхвования. Удалившись из Тира, Афанасий добрался до Константинополя, добился встречи с Константином и указал ему на ничтожность возводимых обвинений.

К сожалению, во время правления Константина арианство так и не было истреблено.

В конце земной жизни император принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он тихо отошёл ко Господу.

От него до нас дошли: Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам пред отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и пр.