220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

«Митрополит Филарет давал человеку максимальную свободу»

Протоиерей Николай Коржич,

настоятель прихода храма

благоверного князя Александра Невского в г. Минске,

секретарь Минской епархии в 2002-2016 гг.

К 56-й годовщине архиерейской хиротонии

первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Я впервые увидел Митрополита Филарета, когда мы с моим родителем[1], Царство ему Небесное, приехали брать у владыки благословение на мое поступление в духовную семинарию. Было это в начале 1990-х годов.

Конечно, владыка произвел яркое впечатление — своим отношением, внимательностью, расспросами. Интересно сказал, что мы переживаем такой период, когда надежда возлагается на священников, прошедших нелегкие времена атеистических притеснений, и на тех молодых людей, которые выбирают пастырский путь, следуя своим отцам-священнослужителям. Одним словом, как выразился с юмором владыка, на «поповское отродье».

…Родитель мой как раз был рукоположен задолго до перестройки и церковного возрождения, в 1972 году. Тогда владыка Филарет был молодым ректором Московских духовных школ. Отец вспоминал о владыке как о ректоре заботливом, внимательном, искреннем, сердечном. Владыка мог поддержать материально, подарить подрясник, рясу, — он всё время раздаривал свои вещи. Старался находить компромиссы в нестандартных ситуациях, спасая кандидатов на поступление в духовные школы от призыва в армию, от различных попыток воспрепятствовать их учебе. Сложное было время, но владыка ко всему относился легко, с юмором. Помнится, как уже в наши годы один журналист говорил: «Владыка, вам в такие тяжелые времена пришлось жить…» Митрополит отшутился: «Тяжело было в 1937-м, а нам уже было гораздо легче». Действительно, тогда, в 1970-х годах, уже не было угрозы физической расправы над церковными людьми, но по линии хозяйственно-административной притеснялась Церковь, и от иерархов требовалась особая мудрость, чтобы в этих условиях хранить свои уделы, беречь духовенство и паству. Когда владыка Филарет в 1978 году прибыл в Беларусь, власти не одобряли многое из того, что теперь для православного народа привычно. Не приветствовались архиерейские разъезды по приходам, не приветствовался колокольный звон, не приветствовалось, что священнослужитель будет ходить в подряснике, в рясе… Владыка вопреки этому всегда одевался по-церковному, а когда на одной встрече в верхах ему намекнули, что это, мол, кого-то смущает, ответил: «У меня другой одежды нет». А уже потом — и это слова не мои, а одного государственного мужа, — не Митрополит Филарет стал ходить на приемы к чиновникам, а они стали считать для себя честью попасть на прием к нему. 

…В Минских духовных школах, где учился я, владыка преподавал Новый Завет. Многие помнят лекции Митрополита, его мягкий, спокойный, бархатистый голос. В конце владыка мог отойти от темы занятия, коснуться неких общих процессов, которые происходили в жизни Белорусской Церкви. А в Новом Завете, конечно, для него первостепенное значение имела заповедь о любви к Богу и к ближнему. Владыка не только обращал на это внимание в беседах, но и сам ставил в своей жизни во главу угла.

К слову, у апостолов Павла и Иоанна есть изречения, что Закон Божий держится на одной заповеди: люби ближнего. Это сказано в посланиях к Галатам[2] и 1-м послании Иоанна[3]. Получается, что любовь к ближнему — это главная обязанность человека, хотя апостолы не исключают любви к Богу, а просто акцентируют внимание на любви к ближнему. Возможно, это было актуальнее всего на тот момент… А для Митрополита Филарета любовь к Богу была неотделима от любви к ближнему, немыслима без нее.

Владыка очень тепло относился к студентам, особое попечение проявлял о тех, кто поступал от Минской епархии. Регулярно, строго 2 дня в неделю, Митрополит совершал путь в 200 километров для посещения Минских духовных школ, которые находились в Жировичах (с 2015 года Минская духовная академия размещается в Минске). Владыка постоянно пополнял новыми изданиями библиотеку духовных школ и делал все возможное для комфортного и плодотворного обучения будущих пастырей Церкви.

…После учебы я попал в Свято-Духов кафедральный собор клириком. Однажды владыка меня вызвал на беседу, сказал, что ему нужен помощник, молодой священник. Так я стал секретарем Минской епархии. Начались, практически ежедневно, богослужения, мероприятия, к проведению которых владыка меня привлекал.

Как Митрополит относился к церковным сотрудникам? Было ощущение, что никаких требований он ни к кому не предъявлял. Он давал человеку максимальную свободу, и человек должен был в этой свободе себя реализовать. Но если где-то происходили какие-то огрехи, то самым строгим наказанием со стороны Митрополита был «хирургический метод»: владыка вынужденно предельно ограничивал, или вообще прекращал, общение с таким человеком, который его подводил. Хотя если это была незначительная оплошность, то тогда, конечно, владыка был милостивым, подобно своему Небесному покровителю[4]. Стремился простить, понять и дать человеку шанс на исправление.

До сих пор удивляюсь, как владыка справлялся со своей колоссальной нагрузкой. Когда в 2013 году Митрополит Филарет ушел на покой, в Минской епархии было около 500 приходов. Уже через год без малого на базе Минской епархии образовалась Минская митрополия, состоящая из 4 епархий. Получился фронт работы для целых четырех архиереев! А владыка Филарет в свое время справлялся с этой задачей один. Когда я удивлялся умению владыки нести такие сверхнагрузки, он говорил, что это мелочи по сравнению с его занятостью в те годы, когда он был председателем Отдела внешних церковных связей[5]. Владыка нес все свои послушания очень ответственно, и плоды его трудов мы ощущаем в нашей Церкви до сего дня. Везде, где он насадил зерно веры, освятил основание храма, провел какую-то встречу, жительствует жизнь.

Мы призваны не забывать владыку, помнить о его апостольском подвиге на Белорусской земле, изучать его богословское и публицистическое наследие, взирать на историю его служения. Очень важным было и остается то, что Митрополит Филарет не допустил в Церкви никаких разделений, что он выстроил отношения Церкви и государства, Церкви и общества на самом высоком уровне.

Важен и просто жизненный пример владыки, его умение делать всё красиво, благородно, хранить ровный и светлый настрой души, никогда не предаваться унынию. Однажды подошел к нему священник — плачется, жалуется, всё, говорит, у него плохо, денег не хватает… Владыка ему: «А ты своих узнаёшь?» Тот задумался. «Да…» — «Так вот иди и Бога благодари». Мы часто, бывает, не ценим то, что имеем, не понимаем, что у других людей бывают ситуации гораздо сложнее, даже трагичнее… Владыка Филарет сознавал, как важно дорожить тем добрым, что у нас есть здесь и сейчас.

Владыка в ином мире молится, чтобы всё у нас — продолжателей его дела, чад Белорусской Православной Церкви, жителей Белой Руси, — было хорошо.

Надеюсь на это.

Уверен в этом.


[1] Протоиерей Николай Павлович Коржич (1943 — 2011). Последнее место служения — храм бессребреников Космы и Дамиана в г. Слуцке.

[2] Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14).

[3] Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20).

[4] Праведный Филарет Милостивый († ок. 792, Византия).

[5] 1981-1989 гг.