Тропарь праздника
О, Благой Христос Бог наш! Мы поклоняемся пречистому Твоему образу, прося прощения наших грехов, ведь Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобой от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил радостью!»
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Иоанна 1:43–51. – Зачало 5)
[Призвание учеников]
[В то время Иисус] захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «Следуй за Мною».
Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».
И сказал ему Нафанаил: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
Говорит ему Филипп: «Приходи и посмотри».
Увидел Иисус идущего к Нему Нафанаила и говорит о нём: «Вот воистину израильтянин, в котором нет притворства (хитрости)!»
Говорит Ему Нафанаил: «Откуда Ты меня знаешь?»
Иисус сказал ему в ответ: «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я уже увидел тебя».
Ответил Ему Нафанаил: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!». Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что Я увидел тебя под смоковницей? Увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого».
И ещё воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им это дано от Отца Моего, Сущего на небесах. Ибо где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я посреди них.
Смысл праздника
Первое воскресенье Великого поста именуется «Неделей Торжества Православия». В настоящее время, особенно на бытовом уровне, термин «православие» (греч. ортодоксиа) зачастую несёт в себе опасный оттенок исключительности и «монополии на истину», игнорирующей иные точки зрения, а иными понимается в плане географическом или даже этническом. Это опасное заблуждение. В древности этот термин, появившийся ещё во II–III веках, фиксировал некое духовное и интеллектуальное чувство меры, необходимое для формирования основных догматических принципов новой религии – Христианства, пришедшего на смену утонченному греко-римскому язычеству, из культурного арсенала которого Церковь многое заимствовала. При этом гарантом Православия уже с конца I столетия выступал епископ (с V века – папа) Римский, наместник кафедры апостола Петра, которому Христос вручил символические ключи Царства Небесного и дал власть «связывать» и «разрешать» (то есть отлучать и освобождать от наложенного отлучения).
Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осуждённого ещё раньше – на VII Вселенском соборе в 787 году), но его содержание в историко-богословском аспекте гораздо шире.