220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Вечная жизнь: блаженство будущее или настоящее?

Господь в Евангелии так описал суть вечной жизни: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). А в одной из молитв литургии Василия Великого Господь обещает Адаму «бессмертие жизни и наслаждение вечными благами при соблюдении заповедей Божиих». Итак, мы видим, что блаженство рая достигается при жизни по заповедям Божиим. 

Пускай жизнь по заповедям часто выглядят как бремя, на самом деле, это Божий дар. Когда Иисус Христос услышал, что богатый юноша жил по заповедям, то Он «полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21). С одной стороны, ответ богатого юноши привлек особое внимание Спасителя. С другой стороны, предложение продать все и взять крест было выражением любви (в контексте тех времен это звучало как приглашение на распятие). Иными словами, Иисуса Христа впечатлил этот юноша, и Он сделал ему особо щедрое предложение.

Напротив, иногда жизнь по заповедям становится настолько привычной и очевидной, что нам трудно по достоинству дорожить этим даром Божиим. Главная проблема человека до пришествия Иисуса Христа заключалась в том, что он знал заповеди, но не мог жить по ним. Уже Моисей, проведя сорок лет с богоизбранным народом, осознавал, что ничего хорошего от них ждать не стоит. Он предрек, что они испытают на себе все проклятия закона, поскольку будут нарушать заповеди Божии, и только когда Господь «обрежет их сердце, они будут любить Господа, Бога от всего сердца и от всей души, чтобы они могли жить» (Втор. 30:1–6). Моисей также прямо предсказал, израильтянам, что они уклонятся от праведного пути и будут делать зло в очах Господних, потому что они «народ жестоковыйный и упрямый» (Втор. 31:27–29). 

Через пророков Господь предсказал, как исправит эту проблему. В книге пророка Иеремии мы читаем:  

«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер. 31:33-34). 

 В книге пророка Иезекииля Господь говорит: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27).  В этих стихах речь идет о Новом Завете, который вступил в силу благодаря крестным страданиям и Воскресению Сына Божиего. В пророчестве Иеремии исполнение закона — жизнь по заповедям — непосредственно связано с познанием Господа, то есть, жизнью вечной.

Ветхозаветные святые были отчасти освобождены от того греховного порабощения, которое подразумевает духовная смерть в результате первородного греха. Но этот вопрос заслуживает отдельного внимания. Сейчас же важно отметить, что пасхальное торжество перехода от «смерти к жизни, от земли к небеси» мы переживаем тогда, когда действительно живем вечной жизнью — знаем Бога и соблюдаем Его заповеди.