220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Вселенские соборы – это …

Важным и неотъемлемым дополнением Священного Предания и Священного Писания, незаменимым источником православного вероучения являются учительные постановления и деяния церковных Соборов.

В течение своей долгой истории Православной Церкви приходилось сталкиваться с различными трудностями, например, при обличении еретиков-лжеучителей. И каждый раз она преодолевала их и принимала соответствующие решения путем достижения единого мнения всех верующих, вдохновляемых Богом и руководимых поставленными свыше пастырями, вначале апостолами, а затем епископами.

Такое единство мнений достигалось на Соборах. Как известно на первый церковный Собор собрались сами апостолы для  решения вопроса об условиях  принятия  язычников в христианскую Церковь (Деян. 15.1-35). В дальнейшем все важные решения на всех уровнях церковной жизни принимались Соборами. В том случае, если на Собор собирались пастыри и учители Церкви со всей Вселенной, он получал название Вселенского. Если же собирались пастыри  и учители одной какой-либо области, то Собор был  поместным.

Вселенский Собор есть высшая на земле власть святой Церкви Христовой, осуществляемая руководством Святого Духа.

Похожее изображение

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. В малоазиатском городе Никее. Собор этот осудил и отверг ересь Ария, отрицавшего Божество и предвечное рождение второго лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца (Арий считал Сына Божия только высшим творением). Здесь был утвержден следующий догмат (непреложная истина): Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен и единосущен с Богом Отцом

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г. в Константинополе и осудил лжеучения Македония. Отвергавшего Божество третьего лица Святой Троицы, Духа Святого (Македоний учил, что Дух Святой не есть Бог, называл его творением или сотворенной силой, подвластной Богу Отцу и Богу Сыну, наподобие ангелов). Собор этот утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. В результате двух первых Соборов был составлен Символ Веры (краткое изложение православного вероучения), который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в гор.Эфесе против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица Дева Мария родила простого человека Христа, с которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других  пророках. Собор постановил признать соединение в Иисусе Христе со времени воплощения двух естеств: Божеского и человеческого и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, а Пресвятую  Деву Марию – Богородицей. На Соборе было строго воспрещено делать в Символе Веры какие-либо изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в гор. Халкидоне и осудил ересь Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Одновременно Собор определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос в едином лице есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 г. в Константинополе по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия повторно осудил эти ереси, тем самым подтвердив истинность учения Церкви о Святой Троице и об Иисусе Христе.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 г. в Константинополе против лжеучения еретиков, которые хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но лишь одну волю – Божественную. Собор определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в гор. Никее против иконоборческой ереси, т.е. отвергавшей почитание икон. Собор  определил поставлять и полагать в святых храмах  вместе с изображением  Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы,  почитать и воздавать им поклонение, возводя  ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

Так по устроению промысла Божия то зло, которое принесли Церкви еретеки-учители, обратилось к ее благу. Вселенские Соборы, созданные по поводу этих лжеучений,  позволяли выяснить и определить, насколько это было возможно, основные истины (догматы) православной веры. С другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители (Св.Николай Чудотворец, Св. Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Св. Максим Исповедник и др.), которые в своих творениях раскрыли истину Православия и служат украшением и славной Церкви.

Клирик Александро-Невского храма г. Минска

протоиерей Павел Боянков