220034 г. Минск, ул. Козлова, 11a
Публикации

Выступление протоиерея Николая Коржича, на церемонии открытия аудитории имени митрополита Филарета (Вахромеева) на факультете международных отношений БГУ

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Вениамин!
Уважаемая Елена Анатольевна!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Позвольте сердечно приветствовать вас с пожеланиями успехов и помощи Божией на вашем жизненном пути.

Наша встреча посвящается памяти Митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, который родился в 1935 году в Москве, а почил в 2021 году в Минске. Мы все с вами — современники этого удивительного человека.

Митрополит Филарет — Герой Беларуси и единственный религиозный деятель, удостоенный этого звания в нашей стране. Такое высокое признание своих заслуг владыка снискал в 2006 году с формулировкой: «за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога». Как видим, всё это имеет самое прямое отношение к дипломатии.

Думаю, мы с вами будем согласны в том, что дипломатия — это прежде всего искусство общения: либо специально развитый навык, либо природный талант. Владыка Филарет был как раз щедро наделен даром искреннего общения с людьми. Причем владыка никогда не оглядывался на социальный статус человека, его образование и прочее — он был внимателен к каждому, кто оказывался рядом! Он в каждом видел личность, видел образ и подобие Божие, живую икону. «Каждый человек неповторим, это – целый мир, и этот мир всегда требует внимания, деликатности и любви. Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши священнослужители каждого человека, который приходит в храм, приступает к исповеди, или просит духовного совета, воспринимали как самого главного человека в своей жизни» – говорил Митрополит. И эта установка была для владыки главной, именно с ней он проходил все свои многочисленные церковные послушания.

Во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов владыка являлся ректором Московских духовных школ в Сергиевом Посаде, тогдашнем Загорске. Он был молодым ректором, в возрасте тридцати с небольшим лет. Уже тогда владыка принимал в Троице-Сергиевой лавре иностранных гостей. Так начали складываться его международные контакты.

В 1973 году владыка получает назначение в Берлин, становится Патриаршим Экзархом Средней Европы — человеком, несущим ответственность за развитие православной миссии в Германии и сопредельных странах. Мы помним, что это время, когда Германия разделена, Берлин рассечен стеной на западную и восточную части, страны соцлагеря и условный «Запад» находятся в состоянии жесткой конфронтации. Это два мира, враждебных друг другу. А владыка Филарет был правящим архиереем всего Берлина и всей Германии — и под его омофором Берлинской стены не существовало! Он объединял православных верующих, живших по обе стороны «железного занавеса».

В 1978 году владыка стал Минским митрополитом, а в 1981 году был назначен председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Это значит, что в Минск, в каком-то смысле, переместилась резиденция «министра иностранных дел» Русской Православной Церкви. Конечно, в этот период у владыки многократно расширился круг международных контактов: и рабочих, и личных. Сам он говорил, что объездил весь мир, кроме Австралии.

Надо сказать, что международные связи помогали владыке отстаивать интересы Церкви перед советскими чиновниками. В советской Беларуси новые храмы не строились, в Минске 80-х годов действовали только две православные церкви: собор Святого Духа на площади Свободы и храм святого Александра Невского на Военном кладбище. Епархиальное управление располагалось на улице Червякова, это было очень скромное здание, условия там были более чем стесненные. Но владыка смог добиться разрешения на строительство нового епархиального управления в центре Минска, на улице Освобождения. В 1984 году здесь появилось здание с оригинальной, совершенно не типовой архитектурой — и с домовым храмом в честь Собора Белорусских святых. А мотивировал свою просьбу владыка тем, что в новом здании будут проходить приемы высоких иностранных делегаций — и, соответственно, здание будет для них своеобразной «визитной карточкой» Минска. К слову, покои на третьем этаже епархиального управления были для владыки местом молитвы, работы и проживания.

Владыка не просто ждал, когда к нему кто-то приедет — он сам активно инициировал визиты зарубежных делегаций в Минск. Когда иностранцы посещали Москву, он приглашал их в Беларусь. Благодаря таким визитам, например, был спасен от закрытия единственный в те времена белорусский мужской монастырь — в честь Успения Пресвятой Богородицы в Жировичах.

Владыка одержал в Беларуси одну очень убедительную дипломатическую победу. Выражалась она в том, что когда-то он был вынужден ходить по различным советским инстанциям с прошениями, а потом настал час, когда сами представители госаппарата, деятели науки, культуры стали считать для себя честью и радостью прием у Митрополита Филарета. К нему приходили не только по делу — многие его спешили навестить, проведать, поздравить, выразить свою признательность. И такие люди, благодарные Митрополиту Филарету, находились во всех концах света!

Владыка очень любил Святую Землю, старался бывать в местах, связанных с земной жизнью Христа Спасителя и Божией Матери. Эти территории сейчас принадлежат разным общинам: Московскому Патриархату, Русской Православной Церкви Зарубежом, Римско-Католической Церкви, даже мусульманам — как, например, место Вознесения Господня. Но куда бы ни являлся Митрополит Филарет, его везде помнили, радушно принимали, благодарили за участие в жизни многих людей. Перед ним открывались самые разные двери и «зажигался зеленый свет» — такой это был человек. Помню наш приезд в греческий монастырь Ксиропотам на Святой Горе Афон: там настоятель, архимандрит Иосиф, встретил владыку с торжественной процессией и затем трогательно высказал благодарность за благотворительную помощь в восстановлении монастыря. Помощь была оказана за много лет до визита, но стала для обители по-своему решающей.

Работе в Отделе внешних церковных связей Митрополит Филарет посвятил 8 лет. В 1989 году он покинул пост председателя и с тех пор сконцентрировался на созидании церковной жизни в Беларуси. Тогда же был образован Белорусский Экзархат, он же Белорусская Православная Церковь — особая уникальная единица в составе Русской Православной Церкви, единица, образованная по национально-государственному принципу. На приёме по случаю учреждения Белорусского Экзархата 21 февраля 1990 года Митрополит Филарет сказал: «От всей души выражаю вам дорогие братья, представители иных конфессий, мою признательность и уважение. Я уверен, что с помощью Господа, все во благо устрояющего, мы все будем следовать совету апостола Павла: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12.10). У нас нет иного пути для выполнения наших миссий, кроме упорного и честного стремления к обоюдному конфессиональному единству и межрелигиозному сближению, для сохранения и совершенствования белорусской духовности и белорусских культурных ценностей. Будем же совместно прилагать наши усилия, развивая экуменический межрелигиозный диалог на белорусской земле для служения белорусскому обществу, его сплочению и развитию отношений с другими народами. И да не будет между нами ничего, что могло бы омрачить наши отношения и умалить нашу взаимную любовь».

Когда Владыка Филарет возглавил Экзархат, по его инициативе были возрождены исторические православные епархии (Полоцкая, Туровская, Новогрудская и другие), возобновлены занятия в Минской духовной семинарии, основаны Минская духовная академия и Институт теологии БГУ, проявлена забота о привлечении лучших научно-богословских кадров для преподавания в этих школах. И — что очень важно, на мой взгляд! — он совершил исторический подвиг, сумев сохранить единство Белорусской Православной Церкви. Безусловно, здесь сыграл свою роль человеческий фактор: авторитет Митрополита Филарета был таким высоким, что внутри Церкви просто не возникло движение в поисках некоего альтернативного лидера. Это был авторитет любви, а не страха. Владыку искренне любили, уважали и поэтому слушались — как в семье слушают отца, который жизнь свою полагает за детей. Единство Церкви смогло консолидировать и белорусский народ, избежать таких болезненных разделений, которые в неблагоприятных обстоятельствах становятся факторами гражданской войны. Какой незаживающей раной может стать для народа церковный раскол, мы видим на примере соседней Украины. При Митрополите Филарете мы смогли не допустить такого сценария.

Митрополит Филарет — человек дружбы и добрососедства, он поддерживал теплые отношения с представителями различных конфессий и деноминаций не только в Беларуси, но и за  рубежом.

Слово Митрополита Филарета звучало во французском Лионе и испанской Барселоне, в итальянском Римини и немецком Мюнхене, во множестве других точек земного шара, где он выступал на международных форумах. Это были очень разные встречи с разной повесткой, но неизменным оставалось одно: владыка был человеком мира, он олицетворял собой то единение людей во Христе, для которого нет границ.

Одну конференцию, в проведении которой Митрополит Филарет сыграл главную организационную роль, можно назвать отдельно. Она проходила в Москве в 1982 году и носила название «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В резолюции этого форума, в частности, говорилось: «Да станут молитвы миллионов [людей] покровом над Землей, и да защитят они ее от нависшей над ней угрозы гибели».

Мне представляется, что эта часть наследия Митрополита Филарета обретает особую актуальность сейчас, когда человечество всё чаще смотрит на стрелки часов Судного дня. Жизнь — действительно священный Божий дар, и главное, к чему должны быть направлены дипломатические усилия всех наций, — это сохранение жизни на Земле. Почетнее этой миссии нет и быть не может.

Спасибо за внимание!