Дорогие братья и сестры!
Рад всех вас приветствовать на нынешнем представительном форуме. посвященном теме: «Становление молодой семьи на основе преемственности традиций». Примите пожелания плодотворной работы и помощи Божией в добрых делах.
Сегодня нам предстоит общение на тему семьи, и как священник я обязан сказать несколько слов о том, какое место занимает понятие «семья» в христианском мировоззрении.
Для последователей Христа семья — это малая церковь. Такой образ глубоко укоренен в Священном Писании. Это выражение не раз употребляет апостол Павел в своих посланиях к христианским общинам Средиземноморья. Например, в послании к Колоссянам: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол. 4: 15). Возможно, здесь идет речь о сообществе верующих, которое собиралось в доме конкретного человека, а возможно — о семье.
С другой стороны, справедливо обратное: Церковь — это большая семья. И речь здесь идет не о символе, а о реальности. Ведь люди, которые причащаются Святых Таин, становятся буквально родственниками. Они вправе сказать друг другу: «Мы с тобой одной крови», потому что в них течет Кровь Христова.
«Всё у вас да будет с любовью», — призывает апостол Павел Коринфян (1 Кор. 16: 14). В этом же тексте, несколько выше, он воспевает знаменитый гимн христианской любви, раскрывая ее суть: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13: 4-7). И большая семья — Церковь, и малая церковь — семья призваны быть для человека школой такой самоотверженной, жертвенной любви. Поэтому столь трагично наблюдать за отсутствием любви и в человеческих семьях, и в церковных общинах. Но при этом вдвойне радостно видеть, как любовь обретает в нашем мире свое воплощение — как через семейную, так и через приходскую жизнь.
Церковь говорит о брачном союзе мужчины и женщины как о святыне. Самые первые страницы Библии рассказывают нам, как Творец со словами «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18) дарит Адаму Еву — спутницу, собеседницу, помощницу. Очень ярка и многогранна тема семьи в Новом Завете. Не зря в центре нашего почитания находится Святое Семейство: Пречистая Дева Мария, Ее мнимый супруг — праведный Иосиф Обручник, и Ее Сын, Господь наш Иисус Христос. И не случайно Церковь прославляет не только Пресвятую Богородицу и Иоанна Крестителя, но и их родителей: праведных Иоакима и Анну, Захарию и Елисавету. И, разумеется, нельзя не вспомнить, как Сам Спаситель, будучи Гостем на свадьбе в Кане Галилейской, благословляет брак. Всё это свидетельствует о сакральном статусе семьи в христианской традиции.
Вместе с тем, сейчас, на закате первой четверти XXI века, мы говорим о кризисе семьи. Множество семейных пар распадается, и Беларусь тут, к сожалению, не на последних позициях. И даже учитывая, как любит наш народ торжественный обряд венчания — разводятся часто венчанные супруги, получившие благословение Церкви! Что можно противопоставить этому процессу?
Евангельское пророчество предостерегает: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Значит, любовь надо, говоря по-церковнославянски, возгревать. Ее надо хранить, чтобы она не погасла, как огонек свечи, на холодном ветру безразличия. Это настоящий труд и даже подвиг, ведущий мирян к святости.
Приснопамятный Митрополит Филарет (Вахромеев) советовал семейным парам помнить о чести и славе. Имеется в виду молитвенное прошение к Богу, которое произносит священнослужитель, совершающий Таинство Брака: «Славою и честию венчай их». Супружеская честь — это не только отсутствие физических измен, но и умение держать слово, умение слушать и слышать человека, который стал для тебя самым близким. Это и ответственность, к которой призывается как муж, так и жена. Без чувства ответственности любой брак обречен. И если кто-то женится или выходит замуж, думая, что сам ничего никому не должен, а «вторая половинка» должна ему всё, — то это плохой задел на будущее и грешный, не побоюсь этого слова, умысел перед Богом. Процитирую архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Настоящий брак — это такое же отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности еще более серьезное, так как отвечаешь за двух. Супруги — двое в плоть едину. Страдает один — неминуемо болеет и другой. Но, что Бог сочетал, человек да не разлучит». Семьи, основанные на ответственности людей друг за друга, иначе говоря, на чести, — Господь действительно венчает славой, делает примером духовной красоты и созидания.
В наши дни много говорится о насилии в семьях. Священники часто слышат об этом на исповедях. Чаще всего в качестве жертв насилия упоминаются жёны, но такими могут быть и мужья, и дети, и старшие члены семьи. Это отдельная большая тема, но я позволю себе отметить, что мир в доме достигается не за счет терпения и молчания жертвы, которая якобы должна этим «задобрить» агрессора, а за счет покаяния и деятельного исправления того, кто агрессию проявляет. Конечно же, семья немыслима без определенной иерархичности, без авторитета и власти — особенно это касается авторитета родителей по отношению к несовершеннолетним детям. Но власть и авторитет не могут держаться на страхе и грубой силе. Властью обладает тот, кто является подлинной защитой, надеждой и опорой для ближних. И вновь вспомним о любви — вернее, дадим слово преподобному Паисию Святогорцу, который так наставлял своих чад: «”Жена должна быть послушной”, — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку».
Завершить хотелось бы словами человека, который очень многое знал о семейной жизни, — словами святой императрицы Александры Фёдоровны Романовой: «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь — жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве».
Такой повседневной радости и Богодарованного совершенства я желаю всем нашим семьям.
Спасибо за внимание! Храни всех вас Христос!
Comments are closed.