Строительство дорог дело непростое, особенно там, где рельеф местности сложный, где холмы перемежаются с низинами. Общий смысл такой работы понятен даже неспециалисту: где слишком низко – дорогу нужно приподнять, где слишком высоко – понизить. Когда доводится ехать по таким живописным местам, не перестаю удивляться: сколько же знаний и труда приложили здесь строители-дорожники, чтобы сделать трассу хотя бы более-менее ровной, без копирования этого выпукло-вогнутого ландшафта. И всякий раз на ум приходят евангельские слова об Иоанне Крестителе:
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк 3:3-5).
Всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизятся… На первый взгляд, может показаться непонятным – что общего между этим дорожно-строительным принципом и проповедью покаяния?
Однако именно такой образ почему-то вложил Бог в уста древнего пророка Исаии, еще за семь столетий до рождения Иоанна Крестителя.
Целью проповеди Иоанна было приготовление народа Израиля к пришествию Мессии. Что же могло помешать иудеям достойно встретить своего Царя? Какие долы и горы необходимо было им убрать с путей своего спасения?
Спасению человека мешают его грехи. Но грехи тоже бывают разного рода. Одни заключаются в прямом нарушении заповедей Божьих, очевидном для всех, не исключая самого грешника. Пьяницы, блудники, воры и лихоимцы знают, как сильно уклонилась их жизнь от замысла Божьего о них. И каким бы сокрушительным ни был в таких людях разгул страстей, в глубине души многие из них тяготятся своими грехами, страдают от них и хотели бы оставить их навсегда.
Но бывает и более тонкий вариант греховной жизни, когда внешне благочестивый человек настолько уверен в собственной праведности, что не чувствует никакой нужды в покаянии вовсе. К Иоанну Крестителю приходили и те, и эти.
К первым Иоанн Креститель был очень снисходителен и лишь объяснял, как им следует изменить свою жизнь, чтобы она стала угодной Богу. Вторых же гневно обличал, называл змеиными детьми, грозил им Божьей карой. Это вовсе не означало, будто одних он любил, а других ненавидел. Просто от каждой болезни помогает свое лекарство.
Когда люди видели глубину своего падения, Иоанн объяснял, как им наполнить жизнь добрыми делами. Когда же люди возносились своей мнимой праведностью над соплеменниками (как это делали фарисеи и саддукеи), Иоанн жесткими обличениями призывал их спуститься с холмов собственной гордыни.
Так, помогая подняться одним и не давая превозноситься другим, Иоанн Предтеча готовил человеческие сердца к принятию главного откровения Божьей любви к людям – пришествию Иисуса Христа.
Где было слишком низко – приподнимал. Где слишком высоко – понижал. Совсем как при строительстве дорог через местность со сложным рельефом.
Святитель Игнатий Брянчанинов об этом устроении путей в людском сердце писал так:
«Путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, — словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце.
Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных.
Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом».
Ткаченко Александр