Отец Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима) был не только богатым купцом, но и глубоко верующим человеком. Он на свои деньги взялся построить в Курске величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года — Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Во время строительства юный Прохор оступился и упал с колокольни. Господь сохранил его невредимым.
На семнадцатом году в Прохоре созрело желание монашества. Он отправился в Киев на поклонение святым угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Подвизавшийся близ Лавры прозорливый старец-затворник Досифей (с именем «Досифей» подвизалась в затворе в Китаевой обители старица высокой духовной жизни), которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши принять иночество и указал на Саровскую пустынь как место его спасения и подвигов.
В течение восьми лет юный Прохор был послушником Саровской пустыни, затем игумен постриг его в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный».
Еще через восемь лет Серафим испросил у игумена благословение на новый подвиг — пустынножительство и поселился в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. Со временем подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг — столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному».
Однажды на преподобного Серафима напали разбойники и стали требовать у него денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем, не найдя ничего, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали. Разбойников поймали. На суде преподобный Серафим просил простить их.
Когда преподобный Серафим вышел из затвора, со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от него благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь его келии в «ближней пустыньке» была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевным состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью: всех встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму знатные лица и государственные деятели, которых он учил верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и члены царской семьи; так, в 1825-м году у него принял благословение великий князь Михаил Павлович.
Преподобный Серафим еще при земной жизни сподобился видеть Господа Иисуса Христа и Божию Матерь. Последнее посещение Пресвятой Богородицы случилось в праздник Ее Благовещения и явилось как бы указанием на его блаженную кончину: дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».
Накануне дня кончины преподобный Серафим пришел по обычаю в любимую им больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Божественной литургии, причастился Святых Христовых Таин и простился с братией. Несколько раз в тот день он подходил к месту у собора, которое выбрал для своего погребения, и подолгу там молился. Вечером из его келии доносились пасхальные песнопения, а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками перед иконой Божией Матери «Умиление»: его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя.
Фото: forum.artinvestment.ru